Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях президентский законопроект № 1083199-6, предусматривающий поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.

Сейчас согласно статье 76.1 УК лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное некоторыми статьями, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет пятикратную сумму ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате преступления, и еще пятикратную сумму такого дохода.

Пятикратные суммы возмещения заменят на двукратные. Добавляется также возможность "откупиться", если преступление привело к избежанию убытков (а не только к получению дохода или причинению ущерба).

Кроме того, перечень статей, деяния по которым могут оказаться безнаказанными при выполнении названных условий, дополняется следующими:

  • статьей 170.2 УК "Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории";
  • вносимой законопроектом частью 1.1 статьи 171.1 УК, составом которой будет совершение группой лиц по предварительному сговору деяний, предусмотренных частью 1 данной статьи (с некоторыми ужесточениями относительно наказаний по части 1). Частью 1 предусмотрена ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без обязательной маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ (кроме продукции, указанной в частях 3 и 5 данной статьи);
  • частью 1 статьи 176 "Незаконное получение кредита" - получение ИП или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб;
  • частью 1 статьи 178 - ограничение конкуренции путем заключения картельного соглашения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере;
  • частью 3 статьи 180 - незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), совершенное группой лиц по предварительному сговору;
  • частью 2 статьи 185 - злоупотребление при эмиссии ценных бумаг, совершенное группой лиц по предварительному сговору;
  • статьей 185.6 "Неправомерное использование инсайдерской информации" (кроме части 2 - то же путем неправомерной передачи другому лицу);
  • статьей 191 "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга" (кроме части 2 - группой лиц по предварительному сговору);
  • частью 2 статьи 194 уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физлица, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору.

При этом некоторые составы выводятся из-под возможностей статьи 76.1 УК. К примеру, сейчас ответственности можно избежать по всей статье 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ". Законопроект из-под действия статьи 76.1 выводит часть 2 статьи 193 (в особо крупном, организованной группой, по подложным документам или через подставное юрлицо). При этом в отдельную часть 1.1 статьи 193 выводится указанное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Эта часть добавляется в перечень, указанный в статье 76.1. Также сейчас возможно освобождение от наказания по статье 185.3 "Манипулирование рынком", а после принятия законопроекта такая возможность останется только для части 1, а совершенное организованной группой или причинившее ущерб в особо крупном размере исключается из перечня статьи 76.1.

Увеличится с 5 до 6 лет срок отсидки за мошенничество в сфере кредитования (статья 159.1 УК), а также при получении выплат (статья 159.2), с использованием платежных карт (статья 159.3), совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере; а за мошенничество с использованием платежных карт группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину - с 4 до 5 лет. Увеличиваются сроки лишения свободы и в некоторых других случаях.

По некоторым статьям корректируются критерии признания размера ущерба крупным и особо крупным. Так, по статьям 193 (нарушения в сфере репатриации денежных средств), 193.1 (валютные денежные переводы на счета нерезидентов с использованием подложных документов), 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физлица) крупный и особо крупный размеры повышаются в полтора раза. По статье 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей) размеры повышаются в 2 раза.

По статье 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" и 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" крупные размеры повышаются в 2,5 раза (причем, во столько же повышается доля неуплаченных налогов). При этом особо крупный размер повышается в полтора раза, а доля неуплаченных налогов в этой части повышается с 20% до 50%.

То есть, сейчас в целях статей 199 и 199.1 крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате, либо превышающая 6 млн рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, либо превышающая 30 млн рублей.

С учетом поправок крупным размером будет сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате, либо превышающая 15 млн рублей, а особо крупным - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50%, либо превышающая 45 млн рублей.

Соответственно, налоговые преступления на меньшие суммы (или с меньшей долей неуплаты), чем предусмотрено крупным размером, перестанут подпадать под сферу действия уголовного законодательства. Наказание за неуплату налогов в размерах, которые ныне считаются особо крупными, смягчится, поскольку эти размеры станут просто крупными.