Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект № 911054-6, дополняющий статью 102 Налогового кодекса.

В настоящее время из режима налоговой тайны исключаются сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика. Предлагается указать, что указанное согласие на использование данных сведений любыми лицами по их усмотрению представляется в налоговый орган в отношении всех или части сведений по выбору налогоплательщика.

Ко второму чтению в законопроект был внесен ряд поправок, в основном - технического свойства, при этом из проекта убраны нормы о формах подачи согласия - лично или по ТКС.

Сейчас к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Предложено добавить, что открытыми, в том числе, будут данные о наличии и сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Кроме того, из состава сведений, составляющих налоговую тайну, предложено исключить сведения о налогоплательщике – организации в части:

  • среднесписочной численности работников за предыдущий год. В начальной версии проекта предлагалось открыть и сведения о доходах работников, отраженных в расчетах о доходах физлиц за календарный год (скорее всего, в 6-НДФЛ), однако в итоге для сведений о доходах работников решили оставить режим налоговой тайны;
  • уплаченных в предыдущем календарном году сумм налогов (в первоначальной версии проекта было - в том числе, уплаченных налоговым агентом) и сборов (по конкретным налогам, сборам), без учета уплачиваемых на таможне. В итоговой версии проекта раскрываться указанные суммы будут без учета "ввозных" налогов и уплаченных налоговым агентом;
  • сумм доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика, составленной в соответствии с законом о бухучете, за предшествующий год.

Перечисленные сведения (включая данные о выявленных недоимках) в общедоступном виде предлагается публиковать на сайте ФНС. Ко второму чтению добавлено, что эти сведения не будут выдаваться по запросам, кроме случаев, когда это прямо установлено законодательством.

Напомним, что в пояснительной записке автор законопроекта указывал, что к бухгалтерской отчетности организации, даже не подлежащей обязательному опубликованию, полученной органами госстатистики, формально позволен открытый доступ, однако та же бухгалтерская отчетность, полученная налоговыми органами, подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней. При этом имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота. Налогоплательщики, обязанные проверять своих контрагентов, не имеют в настоящее время необходимого информационного ресурса, позволяющего им судить о реальности и добросовестности своих бизнес-партнеров, указал автор, однако вся необходимая информация имеется у налоговых органов в защищаемом от разглашения виде.