
Из документов, нужных для получения кредита, в ближайшее время может исчезнуть справка 2-НДФЛ.
Банки смогут получать информацию о доходах граждан от Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда России. Правда, не самостоятельно, а посредством бюро кредитных историй (БКИ), которым планируется дать доступ в базы ФНС и ПФР. Об этом говорится в письме за подписью зампреда Центробанка Михаила Сухова (копия есть у «Известий»).
Между ведомствами и банками — кредитные истории
— Банк России поддерживает мнение относительно значимости для кредитных организаций достоверных данных о доходах заемщиков, которыми располагают ФНС и ПФР, — пишет Сухов. — Указанная информация вкупе со сведениями об обязательствах заемщиков, доступных в БКИ, позволит банкам осуществлять оперативную, полноценную и эффективную оценку финансовой нагрузки граждан [соотношение долга и дохода физлиц, DTI].
Как указывает Сухов, в настоящее время ЦБ обсуждает с ПФР и ФНС вопрос обеспечения возможности для банков подтверждать на основе информации из этих структур данные о доходах заемщиков, информацию о работодателе и страховом номере индивидуального лицевого счета.
Российские банки несколько лет добивались доступа к официальным данным налоговиков, и сейчас идет речь об установлении опосредованного доступа — электронного информационного взаимодействия по цепочке: ФНС/ПФР-БКИ-банки. То есть в бюро кредитных историй, которые появились в России в 2005 году, будет поступать информация о доходах клиентов, и эти сведения будут включаться в состав кредитных историй, доступ к которым банки получают по запросам, за деньги.
Опрошенные банкиры говорят, что страдают из-за кредитного мошенничества, будучи не способными оценить финансовое состояние клиента, — отсюда дополнительный импульс показателям по просрочке. Например, анализ на подлинность справки физлица о доходах (2-НДФЛ) и персонифицированной отчетности, направляемой работодателем в ПФР, трудоемок и требует от сотрудников банка глубоких знаний в сфере бухучета. Но и так с высокой точностью подделки не выявить. Прямые запросы банков к работодателю клиента также не гарантируют должной степени достоверности предоставляемой заемщиком информации, указывает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Любая компания вправе отказать в предоставлении таких данных, ссылаясь на конфиденциальность сведений о своих работниках. Кроме того, не исключен сговор. При этом проведение банком консультаций с налоговиками и сотрудниками ПФР для получения информации о налогоплательщиках и застрахованных лицах ничем не регламентировано.
То, что банки с подачи ЦБ получат доступ к базам ПФР и ФНС через БКИ, позволит вообще отказаться от необходимости предоставления клиентами справок 2-НДФЛ, говорят опрошенные банкиры. Также исчезнет нужда в звонках работодателям — все данные о месте работы заемщика и его доходе можно будет получать через БКИ.
Кто выиграет от проекта
— Предлагаемые изменения, с одной стороны, позволят более достоверно оценить доход потенциального заемщика и, соответственно, определить оптимальную сумму кредита, с другой стороны, упростят для клиента процедуру подачи заявки на кредит: не нужно будет предоставлять справку о доходах и документ, подтверждающий занятость, — говорит замдиректора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская. — Информации из ПФР и ФНС будет достаточно для оценки кредитоспособности заемщика. Особенно это актуально для клиентов, у которых головная организация располагается не в том городе, где работает сам сотрудник. В таких случаях справки и копии трудовой книжки могут подготавливаться со стороны бухгалтерии и отдела кадров вплоть до 1-2 недель с учетом доставки до города, где фактически работает сотрудник.
Начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев предположил, что ФНС и ПФР проще и быстрее наладить взаимодействие с несколькими крупными игроками, чем налаживать онлайн-каналы с сотнями банков. Как говорят, абсолютное большинство банков, которые работают в розничном сегменте и выдают кредиты, пользуются услугами БКИ. Обращения банков в БКИ с запросами об «официальных доходах заемщиков», скорее всего, будут квалифицироваться как дополнительные платные услуги. Сейчас одна кредитная история стоит в районе 30-50 рублей за штуку, а 50-70% положительных решений о выдаче кредита принимаются на основе кредитного отчета из БКИ.
— Стоимость услуги должна быть минимальна, это не должно быть этаким эксклюзивом и стоить безумных денег, — считает директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус. — По сути, это частно-государственное партнерство, так как в информации из ФНС и ПФР заинтересованы все участники рынка, в том числе государство в лице регулятора.
Как отмечает начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антон Павлов, при условии, что данные будут передаваться через БКИ, особых рисков новация не несет. Банки будут получать информацию строго по запросам, а не массивом данных, что исключит соблазн использовать данные ПФР и ФНС в маркетинговых целях, например для массовой рассылки предодобренных кредитных предложений.
— Именно поэтому бюро кредитных историй из этой цепочки исключать не стоит, — считает Павлов.
По последним данным, в реестре БКИ, который ведет Центробанк, значится 25 бюро. Но почти весь рынок у трех крупнейших игроков — Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), «Эквифакс» и Объединенное кредитное бюро (ОКБ). Акционерами НБКИ выступают АРБ, итальянский коллектор CRIF SpA, американская компания TransUnion, а также ряд банков. ОКБ создано международной компанией Experian и группой «Интерфакс» в 2004 году под названием «Экспириан-Интерфакс». В 2009 году 50% акций бюро приобрел Сбербанк. В октябре 2011-го компанию переименовали в ОКБ. Компания «Эквифакс» основана в 1899 году в США. Сейчас это интернациональная компания, которая представлена в 17 странах по всему миру, включая Россию.
Эти бюро свои доходы не раскрывают; по последним доступным данным базы СПАРК, например, НБКИ за 2012 год получила чистую прибыль в размере 127,7 млн рублей (при выручке 635,9 млн рублей). У ОКБ это 107 млн рублей чистой прибыли при выручке в 286,3 млн рублей. У «Эквифакса» доступна статистика только за 2009 год (16,3 млн и 47 млн рублей соответственно).
В упомянутых трех бюро затруднились сказать, будут ли дороже кредитные истории с официальными выписками и насколько. Директор НБКИ Алексей Волков лишь заверил, что предоставление данных из ПФР и ФНС будет технологичным и исключающим любую возможность доступа третьих лиц к персональным данным гражданина. Гендиректор ОКБ Даниэль Зеленский, однако, отмечает, что реализация нововведения сопряжена с определенными техническими трудностями. Более удобный вариант взаимодействия БКИ и ПФР/ФНС, по словам Зеленского, — верификация данных, которые заемщик предоставляет банку. То есть БКИ направляет к пенсионщикам или налоговикам запрос о проверке подлинности информации о работодателе, стаже и доходе. У такого варианта есть еще один неоспоримый плюс: БКИ и банки не смогут получить доступ ко всей конфиденциальной информации из базы данных ПФР/ФНС.
Как решить проблему с персональными данными
В ПФР считают, что у идеи есть несостыковки с законодательством о персональных данных.
— Информация о страховых взносах на пенсионное страхование и сведения о зарплате находятся в базе персонифицированного учета пенсионных прав граждан, которую ведет Пенсионный фонд, — отметили в ПФР. — Это персональные данные, которые по закону могут использоваться только в целях пенсионного обеспечения. Информация о состоянии пенсионных счетов также по запросу представляется самим гражданам, всё остальное противоречит закону. При этом важно отметить, что такую информацию в банки может предоставлять сам гражданин, используя в том числе выписки ПФР о состоянии его индивидуального пенсионного счета или документы из ФНС, которые также свободно по запросу предоставляются гражданам.
Юрист компании «Юков и партнеры» Рустам Батыров также указывает, что доступ к базам данных ПФР и ФНС нарушает законодательство о персональных данных и налоговую тайну. Однако партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Юрий Федоров не согласен с этой точкой зрения.
— На практике банкам нетрудно будет подстраховываться, — говорит Федоров. — Получить на этапе рассмотрения заявки от заемщика согласие на доступ к его персональным данным несложно. С таким согласием все положения законодательства о защите информации будут соблюдаться. Сама создаваемая новая реальность представляется знаковой: фактически общество делает шаг в сторону перехода в состояние с более высокой прозрачностью личных доходов. В перспективе можно ожидать, в частности, снижение уровня серых зарплат и меньшую комфортность при легализации коррупционных доходов, а значит, и частичную потерю заинтересованности в них.
а проиграют бухи- мы будем сдавать справки 2-ндфл теперь раз в квартал
вместо раза в год-по милости сбербанка
Неправда-и сейчас уже банки просят НДФЛ за любой отрезок времени.
У сбера проблемы с ликвидностью. Поэтому и проходит "зачистка" мелких региональных банков, с целю загнать клиентов именно в сбер. Вот такая совковая "конкурентция"
сш вторая -вы не поняли в налоговую мы сдаем раз в год, а теперь заставляют раз в квартал мотивируя борьбой с серыми с зарплатами, а это просто сбер хочет видеть з.плату каждый месяц
А, да, не поняла... С 2015 года планируется поквартальная сдача НДФЛ. А я подумала о сотрудниках, которым мы выдаем НДФЛ для кредитов )))))))))))
До чего же достали... Все это уже было. Сдавали ежеквартально, потом отменили, теперь опять начинается. Можно подумать, бухгалтерам больше делать нечего, как бесконечно сдавать какие-то немыслимые отчеты.
ДА ДА НИ ХОТИТЕ КОРРУПЦИИ-ВСЁ ПОД КОНТРОЛЬ ЦЕНТРОБАНКА
ДА ДА НИ ХОТИТЕ КОРРУПЦИИ-ВСЁ ПОД КОНТРОЛЬ ЦЕНТРОБАНКА
Ну и насмешил, Вася!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!