Российское подразделение японской Mazda — компания "Мазда мотор рус" проиграла судебную тяжбу с Федеральной налоговой службой. В ходе проверки деятельности компании в 2009 году налоговики выявили схему по уходу от уплаты налогов, заподозрив, что она закупала машины у своих партнеров по завышенной цене, а продавала затем по обычной. Таким образом, "Мазда мотор рус", считают налоговики, работала в убыток, а выручку выводила за рубеж. Представители Mazda не согласились и выиграли первый суд, но на днях Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение. Теперь "Мазда мотор рус" должна уменьшить свои убытки на 1,3 млрд руб., заплатив в бюджет пятую часть этой суммы. У компании остается, впрочем, возможность вновь подать жалобу.

Сенсационное решение, больно ударяющее как по бюджету, так и репутации крупнейшего производителя автомобилей, вынес Девятый арбитражный апелляционный суд. Слушания проходили под председательством судьи Рашита Нагаева, известного, в частности, участием в рассмотрении жалоб ЮКОСа и спора о налоговых недоимках British American Tobacco.

Претензии к "Мазда мотор рус" возникли у сотрудников столичной межрайонной инспекции ФНС N49 (специализируется на крупнейших налогоплательщиках) в ходе выездной проверки деятельности компании за 2008-2009 годы. Сама ревизия была начата в 2011 году и заняла почти год. В итоге налоговики пришли к выводу, что "Мазда мотор рус" вывела за рубеж около 2,6 млрд руб. прибыли и не уплатила с этой суммы налогов примерно на 600 млн руб. Сама схема, как следует из материалов суда, была довольно простой. "Мазда мотор рус", являясь уполномоченным дистрибутором, осуществляла импорт иномарок в Россию и реализовывала их через дилерскую сеть. Всего в 2009 году "Мазда мотор рус", по данным налоговиков, приобрела у другой "дочки" Mazda — бельгийской "Мазда Мотор Логистике Н.В" — около 30 тыс. машин на общую сумму почти 21,2 млрд руб. Представители "Мазда мотор рус", как указано в материалах дела, объясняли, что из-за мирового финансового кризиса и "неблагоприятной ситуации на российском автомобильном рынке" произошло значительное "падение покупательского спроса". В результате доходы компании от перепродажи автомобилей снизились. Убыток только от перепродаж составлял 1,2 млрд руб., а общий убыток компании — почти 4,4 млрд руб. При этом бельгийская компания отчиталась о получении чистой прибыли более чем в €6 млн.

"Налоговый орган пришел к выводу, что основной причиной возникновения убытков в 2009 году стало приобретение у продавца автомобилей по завышенным ценам",— указано в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда. По данным налоговиков, завышение составляло от 20% до 200%, поэтому компания фактически работала в России себе в убыток. Налоговики сочли, что деньги попросту уводились за рубеж, а в России налоги не платились. По закону Mazda могла сама устанавливать цены для расчетов между своими "дочками", поэтому сотрудникам ИФНС пришлось провести ряд серьезных исследований ценообразования, в частности, было проведено сравнение рентабельности и ценообразования порядка десяти крупнейших мировых автогигантов. Отдельно налоговики указывали на то, что бельгийским и российским филиалами Mazda руководил гражданин Германии Манфред Йорг Шрайбер. Правда, сам он в разговоре с инспекторами отрицал этот факт.

В самой "Мазда мотор рус" эти претензии считали необоснованными. В Московском арбитражном суде в июне прошлого года "Мазда мотор рус" выиграла иск к ФНС — все претензии были признаны необоснованными. ФНС обжаловала это решение и добилась его отмены. При вынесении своего решения Девятый арбитражный апелляционный суд опирался и на результаты судебной оценочной экспертизы, которую по его решению провело некоммерческое партнерство "Общество процессуальных экспертов и оценщиков", специалисты которого признали выводы ФНС правильными. "Результатом применения подобной схемы является уклонение от уплаты налога на прибыль организаций со стороны ООО "Мазда мотор рус" и незаконный вывод за рубеж прибыли ООО "Мазда мотор рус", полученной от реализации автомобилей на территории России",— говорится в решении суда.

Сейчас, по подсчетам налоговиков, "Мазда мотор рус" должна из суммы необоснованного, по решению суда, убытка в 1 362 172 034 руб. доплатить в бюджет более 270 млн руб. Кроме того, компанию обязали возместить стоимость судебной экспертизы в 680 тыс. руб. и госпошлину в 1 тыс. руб. У "Мазда мотор рус" есть два месяца для обжалования этого решения в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Представитель "Мазда мотор рус" Мария Магуайер не стала комментировать сложившуюся ситуацию, лишь отметив, что "это старое дело". По ее словам, сообщить что-либо по данному вопросу может только руководство компании, но оно пока не решило, будет ли это делать.

Представитель ФНС Борис Беляков пояснил "Ъ", что у ведомства нет практики обсуждения "промежуточных решений".