Владельцы рекламных щитов вправе потребовать, чтобы заказчики платили им за размещение социальной рекламы. Также операторы могут не подписывать с местными властями договор на обязательное размещение "социалки" на своих конструкциях, как они делали до сих пор. К такому выводу пришли в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Социальная реклама и городская информация, размещенные московскими операторами в 2006 году на коммерческих условиях, могли бы принести им около $40 млн.

Поводом для разъяснений ФАС стало обращение в московское территориальное управление службы гендиректора ООО "Река и солнце" Михаила Малютина. ООО, которое, по информации участников рынка, контролирует сын мэра Юрия Лужкова Александр, аффилировано с компанией News Outdoor Russia (NOR).

До сих пор московские власти были единственным партнером владельцев щитов при размещении социальной рекламы. Комитет рекламы за свой счет печатал плакаты, которые операторы затем самостоятельно размещали, не получая денег за аренду рекламных конструкций. Их щиты на время размещения "социалки" лишь освобождались от арендной платы, которая, по словам председателя комитета рекламы Владимира Макарова, сегодня составляет в среднем $300-400 в месяц за сторону формата 3x6 м.

Московская ФАС, получив обращение "Реки и солнца" 3 августа, дала ответ уже 7 августа. В нем говорится, что "рекламораспространитель обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится с предложением о распространении социальной рекламы". При этом антимонопольная служба ссылается на ст. 10 закона "О рекламе" и порядок обязательного заключения договора, описанный в ст. 445 ГК. Также ФАС указывает, что "обязательность безвозмездного оказания услуг по распространению социальной рекламы действующим законодательством не предусмотрена".

В комитете рекламы с позицией ФАС знакомы, но, по словам Владимира Макарова, она никак не повлияет на кампанию по заключению добровольных договоров о размещении "социалки" в размере 10% от объема поверхностей. Их уже заключило большинство крупных и средних операторов, в том числе и "Река и солнце".

Для этого комитету, правда, придется сначала доказать, что он имеет право сделать это, ФАС в суде: московские власти оспорили предписание ФАС, признавшей не соответствующей рекламному законодательству даже десятипроцентную квоту.

Коммерсантъ