Согласно ответу ФНС России на запрос «УНП», за последний год компании стали намного чаще, нежели ранее, прибегать к разрешению своих споров с инспекторами в досудебном порядке. Такую тенденцию в налоговой службе считают первым положительным результатом деятельности подразделений налогового аудита, которые стали создаваться в региональных управлениях и территориальных инспекциях с января прошлого года. Чтобы закрепить благоприятную тенденцию, ФНС занялась разработкой критериев оценки налоговых аудиторов.

К сожалению, конкретных цифр в ответе налогового ведомства нет. Но налоговики на местах полностью согласны с мнением начальства: компании начинают верить, что вышестоящие налоговые органы способны самостоятельно устранять ошибки подчиненных. Так, увеличение в 3,3 раза числа жалоб, полученных тверскими налоговиками в первом квартале 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом 2006-го в отделе налогового аудита регионального УФНС называют отрадным фактом. А например, саратовские налоговики приводят следующую статистику: в январе 2007 года в отдел аудита областного УФНС поступило 65 жалоб от компаний, в феврале - 73, а в марте - 82. За весь 2006 год в этом управлении было рассмотрено 425 жалоб, только 43 компании после этого обратились в суд.

Есть еще одна причина увеличения числа обращений компаний в отделы аудита: «Появилось много апелляционных жалоб на решения по итогам выездных проверок, - говорят в УФНС по Вологодской области. - Дело в том, что обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом (ст. 101.2 НК РФ, действует с 1 января 2007 года. - Примеч. ред.). Тем самым компания получает дополнительное время, чтобы собрать подтверждающие документы или внести необходимые исправления».

Для того чтобы составить объективное представление о работе аудиторов, в налоговой службе решили разработать критерии их оценки. По словам и. о. начальника управления делами ФНС России Ирины Акуновой, ведомство «очень осторожно» подходит к выбору показателей. «Использование некоторых критериев, например количественных или суммовых показателей по удовлетворению требований налогоплательщиков, может негативно отразиться на качестве работы отделов аудита и привести к необъективной оценке», - сообщила «УНП» Ирина Акунова. По ее словам, для налогового ведомства важны следующие показатели: количество устраненных нарушений со стороны налоговиков и число разрешенных аудиторами нестыковок между законодательством и разъясняющими документами.

В ФНС говорят, что при разработке критериев оценки прислушиваются к мнению регионов. Мы узнали некоторые из них. Так, в УФНС России по Брянской области считают, что подразделения налогового аудита не должны допускать нарушения сроков рассмотрения жалоб и роста удельного веса обжалованных в судебном порядке решений. Еще один предложенный брянскими налоговиками критерий: снижение числа удовлетворенных судом исков налогоплательщиков по вопросам, которые были рассмотрены отделами налогового аудита. А тверские инспекторы считают нужным ориентироваться на динамику жалоб налогоплательщиков, разрешенных в досудебном порядке и в суде: «Рост числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, должен быть выше, чем в судебном. В 2005 году в нашем регионе на 100 судебных исков приходилось 15 жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, а в 2006 году - уже 44».

И еще. В ФНС уверены, что, анализируя причины споров с компаниями, налоговые аудиторы поспособствуют улучшению качества работы контрольных отделов инспекций. А именно тому, чтобы решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности были обоснованными. Достойная цель.

УНП