Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Федеральной антимонопольной службе вновь поднял наболевшую проблему взаимоотношений между поставщиками продукции и розничными сетями. Первым не нравятся кабальные условия, навязываемые крупными торговыми сетями, вторые говорят, что не видят в этом ничего плохого.



По результатам проверки торговых сетей Федеральная антимонопольная служба насчитала порядка 27 пунктов договоров поставки товаров, фактически не выполнимых для мелких поставщиков, и в первую очередь речь идет о сельхозпроизводителях. Например, чтобы какой-либо товар оказался на полке гипермаркета, нужно купить так называемый "входной билет" в торговую сеть, заплатить за рекламу товара, за возможные убытки от воровства, за увеличение ассортимента товаров, открытие новых торговых точек... Дополнительных денег стоит наиболее выгодное размещение товара в торговом зале и гарантии маржинального дохода. Такую информацию на совете озвучил начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев.

И это далеко не полный перечень "прегрешений" торговых сетей. На совете прозвучали претензии к крупным магазинам по поводу большой массы контрафактных товаров, а также обвинения в сетевой коррупции. Специалисты антимонопольной службы уверены, что если не вводить ограничения в условия договоров с поставщиками, практика нарушений будет ухудшаться. Со своей стороны крупнейшие торговые компании критику признают и даже готовы изъять "неудобные" моменты из договоров поставок, однако заявляют, что те же сельхозпроизводители в большей степени страдают от дистрибьюторов, которые распускают "страшилки" о коварстве розничных сетей.

На сегодняшний день на российском рынке розничной торговли насчитывается всего лишь пять действительно крупных игроков. Но даже в такой ситуации они не являются монополистами, поскольку не достигли начального порога доминирования в 35 процентов, при котором можно было бы говорить о том, что они используют дискриминирующие условия в отношении поставщиков. Тем не менее, и это отмечают эксперты, даже если сеть обладает всего пятью процентами рынка в границах какого-либо муниципального образования, то ее рыночную силу увеличивает дефицит торговых площадей на территории муниципалитета. Представители же компаний, попавших в поле зрения ФАС, уверены, что многие разногласия с поставщиками удалось бы снять, если бы государство решило вопрос с предоставлением новых земельных участков под строительство объектов торговли.

Задача экспертного совета - учесть все взаимные претензии поставщиков и торговых сетей. Результат войдет в новый закон о розничной торговле, разработанный совместно Федеральной антимонопольной службой и министерством экономического развития и торговли. В частности, планируется запретить торговым сетям брать деньги с поставщиков за "вход" в торговую сеть.

Российская газета