Конституционный суд (КС) запретил определять вознаграждение адвоката в виде процента от отсуженной им суммы. Его решение ударит по небольшим российским юрфирмам, пишут "Ведомости".
Вознаграждение адвокатов может быть фиксированным, почасовой оплатой или “гонораром успеха” — в виде процента от отсуженной суммы. “Гонорар успеха” разрешен Кодексом профессиональной этики адвоката. Но юрист, выигравший процесс за “гонорар успеха”, может оказаться без вознаграждения, если клиент откажется платить. Еще в 1999 г. Высший арбитражный суд (ВАС) предписал судам не удовлетворять такие иски адвокатов к своим клиентам, так как вознаграждение не может зависеть от решения суда.
КС закрепил позицию ВАС. Правда, суд указал, что законодатель может специально прописать механизм “гонорара успеха”. Но ВАС уже подготовил поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, запрещающие взыскивать такой гонорар с проигравшей стороны.
“Гонорар успеха” распространен в Латинской Америке, Восточной Европе, США, Канаде, Японии, Финляндии. В странах Западной Европы он не поощряется, а в Германии, на Кипре и в Танзании запрещен по судебным спорам. Почасовая оплата адекватно определяет вознаграждение юриста, а “гонорар успеха”, напротив, уменьшает почасовые ставки при непредсказуемом результате.
Крупные российские юркомпании применяют эту форму оплаты часто, хотя и тайком. В дальнейшем такие договоры будут маскироваться, а чиновники смогут их оспорить, потребовав передать государству все полученное по сделкам (сейчас налоговики пытаются взыскать деньги по договору об аудите ЮКОСа компанией PricewaterhouseCoopers).
Решение КС не запрещает “гонорар успеха” по несудебным спорам, например при мировом соглашении. Разрешает КС и вознаграждение в процентах от цены иска. Возможно, будут введены разные почасовые ставки за консультацию и за судебное представительство. “Гонорар успеха” позволяет пригласить хороших юристов тем, кто не может заплатить им сразу.