Депутаты Госдумы намерены ограничить монополизм в наружной рекламе не так радикально, как планировали первоначально. Теперь они предлагают разрешить одной компании владеть не 25%, а 35% рекламных мест на территории муниципалитета. В любом случае наружная реклама станет первым рынком, где доли крупнейших игроков ограничат законодательно, констатируют эксперты.

Депутаты из фракции "Единая Россия" переписали уже внесенный ими в Госдуму законопроект "О внесении изменений в ст. 19 и 33 ФЗ 'О рекламе'". Он вводил конкурсное распределение рекламных мест и ограничивал долю разрешений на установку рекламоносителей для одной компании 25% от их общего количества. Новый текст с пояснительной заметкой был размещен на сайте зампреда комитета по экономполитике Владимира Мединского. В тексте учтены пожелания антимонопольной службы (ФАС) и операторов, уверяет источник Ъ в Госдуме. Законопроект по-прежнему предусматривает, что договоры на установку рекламных конструкций заключаются по итогам конкурса. Однако его участником, согласно измененному тексту, может быть компания, имеющая меньше 35% от общего числа разрешений, выданных муниципалитетом, что соответствует минимальной планке доминирующего положения на рынке по закону "О конкуренции". "Это было наше пожелание – повысить планку до 35%",– рассказал Ъ замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Гендиректор агентства "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин говорит, что наружная реклама может стать первой отраслью, где вводятся ограничения доли ведущих игроков. Впрочем, сейчас превышение оператором доли в 35% возможно лишь в небольших городах, из миллионников выделяется только Нижний Новгород (где аффилированные с News Outdoor Russia компании занимают более 70% рынка). В News Outdoor Russia отказались от комментариев.

Российский рынок наружной рекламы в 2006 году вырастет, по оценке ZenithOptimedia, на 30% – до $1,2 млрд. Крупнейшие операторы – News Outdoor (20% рынка) и Gallery (8%).

Совладелец "Вера & Олимп" Дмитрий Дюмин считает новое ограничение "более разумным". Исполнительный директор компании "Реклама-Сервис" Наталья Самойлова полагает, что необходимо также внести подобные лимиты и по форматам рекламоносителей: "Одна фирма, не превышая совокупной доли в 35%, может доминировать по числу щитов 6х3 м, другая – по крышным установкам, третья – по тумбам. И каждая будет монополистом в своей нише". При этом операторы напоминают, что ФАС так до сих пор не дала официального заключения, является ли наружная реклама самостоятельным рынком или сегментом единого медиарекламного рынка. "Если это лишь сегмент, то никаких ограничений не должно быть вовсе",– говорит господин Дюмин.

Эксперты также обращают внимание, что уточненный законопроект не отменяет конкурсы на уже используемые рекламные места. Только теперь они должны проводиться не с 1 июля 2007 года, как планировалось ранее, а по истечении договоров. Один из авторов поправок заверил Ъ, что законопроект не запрещает продление властями уже действующих договоров. "К сожалению, из текста это не следует",– возражает представитель АКАР Андрей Конин. Он напоминает, что во многих городах договоры с операторами заключаются всего на один год. "Получается, что ежегодно владелец должен выкупать на конкурсе свое же место. Ни о каких инвестициях в высокотехнологичные конструкции тут не может быть и речи",– подчеркивает господин Конин.

Коммерснтъ