В настоящее время НК допускает, что ставки земельного налога, устанавливаемые местными властями, могут дифференцироваться по двум признакам классификации участков:

  • по категориям земель (например, земли сельхозназначения, земли населенных пунктов и т.д. - категории прописаны в статье 7 Земельного кодекса РФ)
  • по виду разрешенного использования (например, под жилую застройку).

Земельный кодекс предусматривает классификацию участков земель населенных пунктов еще и по признаку территориального зонирования (статья 85):

1) жилые;
2) общественно-деловые;
3) производственные;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационные;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иные территориальные зоны.

При этом вид разрешенного использования - понятие вторичное по отношению к территориальным зонам. Градостроительный кодекс связывает одно и второе таким образом: "Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства".

Таким образом, в НК отсутствует признак дифференциации налоговых ставок, промежуточный между категорией и видом разрешенного использования.

В Госдуму группой депутатов внесен законопроект № 169898-6, призванный устранить этот "пробел".

К тому же, как отмечают разработчики законопроекта в пояснительной записке, на практике часто встречаются ситуации, когда виды разрешенного использования согласно кадастру не соответствуют градостроительному регламенту (Генплану). Это приводит к тому, что генплан становится неисполнимым документом. По мнению разработчиков, вносимая ими поправка в НК позволит местным властям создать экономические рычаги для того, чтобы устранить этот недостаток.