26 сентября 2012 года Госдума РФ планирует провести второе чтение Проекта изменений Гражданского кодекса РФ. Относительно варианта, принятого в первом чтении, в законопроект ко второму внесено множество поправок. Изложим кратко те положения, которые, в случае принятия документа в таком виде, изменят нормы существования и функционирования юридических лиц.
Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству опубликовал на своем сайте законопроект № 47538-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в редакции, подготовленной ко второму чтению.
Напомним, в первом чтении законопроект был принят 27 апреля 2012 г. и содержал более 600 страниц текста. Сейчас проект изложен на 818 страницах. Ранее мы уже остановились на одном из нововведений.
Чтобы понять масштабы грядущих изменений, надо учесть, что ГК - это основа ВСЕХ взаимоотношений в обществе. Остальные кодексы и законы всего лишь конкретизируют отдельные правоотношения (как ТК, НК), либо наказывают за нарушение положений ГК (КоАП, УК).
В новой редакции ГК по сравнению с действующей, изменены многие параметры функционирования юридических лиц:
- для коммерческих организаций введена «Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица» (новая статья - 53.1);
- из понятия юрлица исчезает его обязанность иметь самостоятельный баланс или смету, остаются другие обязанности: зарегистрироваться в установленном порядке, иметь обособленное имущество и отвечать им, приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 46);
- учредительный договор, заключенный в письменной форме, в составе документов остается. Но в ст. 52 «Учредительные документы юридических лиц» упомянут только Устав, утвержденный учредителями;
- допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм. Допускается реорганизация с участием более двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам. Не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих организаций в коммерческие;
- из ст.ст. 58, 59 "передаточный акт и разделительный баланс " (составляемые для целей установления нюансов правопреемства) исчезает понятие разделительный баланс;
- вводится ст. 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации;
- вводятся понятия: корпоративные и унитарные юридические лица. (ст. 65.1), публичные и непубличные общества (ст. 66.3). Непубличным будет считаться ООО или АО, которое не отвечает признакам общедоступности, публичности обращения акций. Добавлена ст. 81.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство и исчезло понятие ЗАО (ст. 97);
- исключены положения об аффилированности;
- изменились также основания для судебной и внесудебной ликвидации юрлиц. По суду теперь можно будет ликвидировать юрлицо еще и на основании осуществления деятельности без лицензии или при отсутствии обязательного членства в СРО;
- в случае отсутствия отчетов в налоговую инспекцию, либо движения денег по расчетным счетам в течении года, организация может быть ликвидированая налоговой без суда;
- раздел о некоммерческих организациях подвергся очень глубокой переработке;
- к профессиональным объединениям граждан "независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие)" будут относиться в том числе СРО.
(Сводную постатейную таблицу изменений в ГК ко второму чтению по сравнению с действующим ГК, по нормам, регулирующим функционирование коммерческих юрлиц, можно увидеть здесь).
СРО будут относиться к профессиональным объединениям граждан "независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие)"
Это значит, что требование работать в аудиторской фирме для аудитора в целях вступления в СРО незаконно?
по СРО - немножко не в том порядке сначала слова были тут в новости, не все СРО, разумеется, будут относиться к проф.объединениям граждан