В соответствии со ст. 314 Налогового кодекса РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Это означает, что указанные приложения являются составной частью учетной политики для целей налогообложения.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ установлено, что учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Это означает, что учетная политика для целей налогообложения является документом, необходимым для осуществления налогового контроля.

Пунктом 1 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п.2 ст. 93 НК РФ). Таким образом, законом установлен срок представления в налоговый орган такого необходимого для осуществления этим государственным органом его законной деятельности документа, как учетная политика для целей налогообложения. При этом сведения, содержащиеся в учетной политике для целей налогообложения, признаются представленными в полном объеме только в том случае, если вместе с указанной политикой представлены и приложения к ней.

Согласно ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений в неполном объеме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2006 г. № А41-К2-23684/05 приведены разъяснения относительно разграничения составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.7 и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Так, судьи считают, что ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности лишь в тех случаях непредставления в налоговые органы сведений (информации), когда эти деяния не влекут налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, или административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В связи с этим, несвоевременное представление организацией в налоговый орган приложений к учетной политике для целей налогообложения влечет наложение административного штрафа не на организацию, а на ее должностных лиц.

Источник: УФНС - Орловская область