Предпринимательская деятельность аптечных организаций по реализации физическим и юридическим лицам за наличный расчет лекарственных препаратов и прочих товаров медицинского назначения, осуществляется в рамках договоров розничной купли-продажи, и может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, предпринимательская деятельность аптечных организаций, связанная с реализацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бюджетным учреждениям по муниципальным и государственным контрактам, а также на основании договоров поставки независимо от формы расчета (наличного или безналичного).

Кроме того, согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации к розничной торговле не относится также передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукция собственного производства (изготовления), в том числе применяющей фарма-спирт. В свою очередь согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Таким образом, деятельность аптечных организаций, связанная с отпуском (передачей) по бесплатным рецептам готовых лекарственных препаратов, а также деятельность, связанная с изготовлением (собственным производством) лекарственных препаратов по индивидуальным рецептам врачей с последующей реализацией населению, а также изготовление и реализация лекарственных препаратов по требованиям лечебных учреждений, не признается розничной торговлей и, соответственно, должна облагаться в рамках иных режимов налогообложения.

При применении норм законодательства по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, следует учитывать, что данный вид деятельности осуществляется на основании специального разрешения – лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Пунктом 6.14 ОСТ 91500.05.0007-2003Об Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного согласно пункту 2 статьи 55 Федерального закона № 61-ФЗ, установлено одно из лицензионных требований в части регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники по месту нахождения аптечной организации в установленном порядке.

Таким образом, при продаже аптеками лекарственных препаратов необходимо применение контрольно-кассовой техники, кроме случаев указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, с обязательным учетом особенностей применения специального режима налогообложения в виде единого наллога н вмененный доход.
При этом аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.

Источник: УФНС - Республика Коми