Процедура обязательного досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговиками существует уже более двух лет.
Заместитель руководителя налоговой службы Сергей Аракелов отмечает, что она направлена не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, которые в дальнейшем устоят в суде. По его данным, в среднем по России около 40 процентов жалоб при их рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворяются. «Данные показатели свидетельствуют о переходе от формального к более качественному и профессиональному досудебному аудиту, эффективности администрирования, о снижении нагрузки судебной системы и о повышении уровня доверия со стороны налогоплательщиков к системе досудебного обжалования», – цитирует слова Аракелова пресс-служба ФНС.
Вместе с тем замглавы ФНС считает, что необходимы изменения, которые могут повысить качество досудебного урегулирования споров и сократить судебные издержки. Речь идет о совершенствовании и законодательном оформлении стандартных форм, сопровождающих данную процедуру. Также нужно предоставить дополнительные права сторонам спора и активизировать работу по внедрению электронного документооборота.