Из двух вариантов снижения ставки страхового взноса будет выбран наиболее простой в администрировании — снижение до 30% для всех и до 20% для неторгового малого бизнеса. Более сложная дифференцированная схема технически не имеет шансов, признали чиновники. Поэтому снижением для среднего бизнеса пожертвуют.

До решения о том, какова будет ставка страхового взноса в России, остается неделя: президент Дмитрий Медведев поручил выбрать между двумя предложенными вариантами до 22 июня. Чиновники склоняются к самому простому варианту.

«Скорее всего, будет до 30%, для малого бизнеса — до 20%», — заявил замминистра финансов Сергей Шаталов. Другой вариант, по его словам, «технологически, видимо, не имеет шансов».

Снижение ставки стало главным вопросом экономики после массового ухода в тень российского бизнеса, вызванного повышением с 2011 года страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования с 26% до 34%. Предложения по снижению размера страхового взноса обсуждались десять недель. В итоге правительство остановилось на двух вариантах.

Первый — сохранение ставки 34% только для крупного бизнеса и снижение текущих ставок для среднего до 26%, для малого производственного и социального бизнеса — до 16—20%. Второй — это снижение максимальной ставки до 30%, а ставка для малого производственного и социального бизнеса также снижается до 16—20%.

Средний бизнес — это компании с выручкой до 1 млрд рублей и штатом до 250 человек. Малый — с выручкой до 400 млн рублей.

«Таким образом, различие между двумя вариантами состоит в том, что в первом варианте ставка снижается только для среднего и части малого бизнеса (за исключением торгового), а во втором варианте ставка снижается для всех», — пояснял помощник президента Аркадий Дворкович 8 июня по итогам совещания.

Первый вариант считался более предпочтительным. «Снижение для малого и среднего бизнеса — это приоритет, — признавал Дворкович. — Но если такой удобной для бизнеса схемы найти не удастся, то останется только второй вариант».

Найти, похоже, не удалось. Во вторник это признал и помощник президента. Схема администрирования страховых взносов и разделения бизнеса на средний и крупный должна быть удобна прежде всего для бизнеса, подчеркивает он. «Если такой схемы нет, то взносы следует снизить для всех до 30%», — говорит Дворкович.

Становится понятно и то, как власти собираются компенсировать выпадающие при снижении доходы бюджета. При снижении ставки до 30% они составят около 400 млрд рублей, подсчитали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Среди вариантов компенсации назывался пересмотр регрессивной шкалы взносов. «Введение размера ставки отчислений в фонды при зарплатах свыше 512 тысяч рублей (с 2012 года с учетом индексации; в 2011 году порог зарплат составляет 463 тысячи рублей. — «Газета.Ru»)», — приводил пример Дворкович. Это в итоге будет поддержано.

Для зарплат свыше порогового значения, по словам Шаталова, предлагается применять ставку в размере порядка 5—10%. «Либо для всех, либо не для малых», — уточнил он.

Из двух проблем выбрали бóльшую, констатируют представители российского бизнеса. «Дифференцированные ставки лучше, чем единая для всех. Те, кто зарабатывает больше, могут больше платить. Это логично, если размер ставки зависит от выручки», — говорит президент QIWI Андрей Романенко. «Если выбирать из этих двух вариантов, то это снижение до прежнего уровня страховых взносов для малого и среднего бизнеса», — поддерживает владелец фабрики по производству керамических изделий, сети книжных магазинов «Республика», сети ресторанов «Дымов № 1» Вадим Дымов.

У представителей крупного бизнеса другое мнение. «Ставку не надо делать дифференцированной: во всех компаниях работают люди, излишки можно снимать по другим схемам», — говорит инвестор, основатель компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. «Границу между, например, крупным и средним бизнесом трудно провести», — соглашается экс-директор Х5 Retail Group Лев Хасис.

«Оба эти решения создают больше проблем, так как ставки остаются на непригодном для бизнеса уровне, — говорит член совета директоров «Связьинвеста» и «Фосагро» Иван Родионов. — Повышать их было не нужно: денег у государства достаточно, нефть стоит $118 за баррель. На вопрос «а если нефть подешевеет», можно ответить «а если не подешевеет». В этом представители бизнеса солидарны. Приемлемый уровень ставки, по мнению Хасиса, — 26%, «тот, который был до последнего повышения». Снижать, по словам Якобашвили, нужно было гораздо существеннее — до 12%. «Иначе большинство бизнесменов переходит на «серые» схемы», — поясняет он.