Акт с крупными доначислениями по выездной проверке – более 10 млн рублей – еще не означает, что инспекторы все это взыщут. Хотя УФНС очень зорко следят за таким крупным «уловом», инспекторам пока что плохо удается превратить результат проверки в реальные деньги на счетах бюджета.

Такие выводы можно сделать из обзора УФНС по Москве о последствиях проверок, на которых было доначислено более 10 млн рублей. Кстати, такой результат проверки в столице вовсе не редкость – в прошлом году «цена» одной выездной составляла уже 17,5 млн рублей. Есть несколько причин, по которым многомиллионные суммы из решений по проверкам так и не доходят до бюджета.

Во-первых, какую-то часть компаниям удается оспорить в УФНС и судах. Хотя надо заметить, что управление неохотно отменяет крупные доначисления по апелляционным жалобам. В 2010 году оно избавило компании лишь от 3 процентов доначислений по «дорогим» проверкам. Однако есть инспекции, компаниям из которых удалось отбить с помощью апелляций более 30 процентов (ИФНС № 4 и 15). В судах в 2010 году налогоплательщикам удалось оспорить около 8 процентов сумм. Здесь снова особенно отличилась15-я инспекция: она потеряла еще половину доначислений.

Во-вторых, больше половины крупных доначислений в прошлом году налоговики не смогли взыскать в связи с неплатежеспособностью и миграцией компаний.

В-третьих, случается, что организации с крупной недоимкой ликвидируются. Но в прошлом году такое произошло лишь однажды – с компанией из ИФНС № 20. Инспекция таким образом потеряла почти 50 млн рублей, доначисленных по проверке. Учитывая, что в УФНС крайне строго отнеслись к этому факту – поручили провести служебную проверку и найти виновных, скорее всего инспекции побоятся повторять опыт коллег.

Несмотря на то что 10 млн рублей – сумма, которой с лихвой хватает для уголовного дела, налоговики не слишком активно передают материалы правоохранителям – лишь по каждой третьей крупной проверке (чем УФНС недовольно). Почти в половине случаев в возбуждении дел отказывают из-за отсутствия оснований. А по внутренней статистике ФНС, по материалам, переданным налоговиками милиции в 2010 году, к уголовной ответственности в итоге в Москве никого не привлекли