В эти дни в Подмосковье проходит XVI Всероссийский семинар-совещание работников центрального аппарата и территориальных органов ФНС России.

Из здания центрального аппарата ФНС России, используя новые технологии видеоконференцсвязи, к участникам семинара обратилась начальник Управления по работе с налогоплательщиками Л.В. Катышева. Она представила результаты социологических исследований мнений налогоплательщиков о деятельности Федеральной налоговой службы. В рамках исследования были опрошены 2600 респондентов в 40 регионах России. Это представители крупного, среднего и малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, юридические и физические лица.

Результаты исследований показывают, что интегральный индекс удовлетворенности качеством обслуживания налогоплательщиков по результатам работы 2010 года составил 73, 5%. Для сравнения в 2008 году он составлял 67, 6%, а в 2009 - 69, 5%. Таким образом, начиная с 2008 года, интегральный индекс вырос на 5,9%.

Особенно заметен рост по фактору «Информирование налогоплательщиков» - он составил 17 % по сравнению с 2008 годом. По остальным факторам рост составляет 3-6% за 3 года, кроме фактора «Выполнение требований ЕСОН», где наблюдается снижение на 1%.

Оценивая положительные изменения в работе ИФНС, участники опроса, представляющие юридические лица, чаще всего отмечали возможность сдачи отчетности по электронной почте (69%) и использовании электронных носителей (49%). Индивидуальные предприниматели отметили сокращение очередей (50%) и благоустроенность помещений инспекций (46%).

Треть юридических лиц (34%) отметили позитивные сдвиги в актуальности электронных баз данных, в то время как для ИП по данному показателю доля указавших на негативные перемены выше, чем на позитивные (18%). Среди отрицательных изменений чаще всего отмечали ухудшения с возможностью консультации, особенно ИП (26%).

В социологических исследованиях нашло отражение и развитие использование ТКС в процессе взаимодействия с налоговыми органами. Использование телекоммуникационных каналов связи для сдачи отчетности имеет существенно отличающийся характер для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подавляющее большинство юридических лиц (88%) указали, что пользуются Интернет-каналом постоянно, в то время как среди ИП таких только 26%. Еще четверть (24%) планируют перейти на такой формат в ближайшее время. Около трети индивидуальных предпринимателей (36%) указали, что не планируют переход на сдачу деклараций через ТКС.

В заключение доклада Л.В. Катышева, подчеркнула, что цель данных исследований в том, чтобы выявить реальные проблемы взаимодействия Налоговой службы с налогоплательщиками и выработать методы их решения.