К концу апреля Минфин обещает сформировать новую модель налогообложения для российской нефтянки, которая кардинально изменит положение нефтепереработки.

Правительство пытается создать стимулы для модернизации устаревших нефтеперегонных заводов (НПЗ), которые давно уже работают во вред экономике, поскольку производимая ими продукция стоит дешевле исходного сырья. В связи с этим часть экспертов предлагают ликвидировать большинство нерентабельных НПЗ. Тогда как в защиту отрасли выступают сами нефтяники. Однако приводимые ими аргументы парадоксальным образом подтверждают тот факт, что нефтепереработка в России действительно наносит стране лишь экономический ущерб.

«Рассчитываем, что в апреле до чего-нибудь договоримся», – обещал в начале месяца замглавы Минфина Сергей Шаталов, рассказывая о работе над новой моделью налогов для нефтяников. Однако надежды Минфина завершить в апреле споры с нефтяниками и Минэнерго могут и не оправдаться. По крайней мере в прессе появились сообщения о том, что Минфину и Минэнерго никак не удается согласовать вопросы налоговой реформы в нефтяной отрасли. Между тем в начале февраля премьер Владимир Путин предложил определиться с нефтяными налогами, не дожидаясь лета, чтобы ориентировать нефтяников на инвестиции. «Дискуссия перешла в группы по разработке «Стратегии-2020», но и там эксперты пока не пришли к единому мнению относительно сценария реформы налогообложения нефтяного сектора, – отмечают аналитики «Центра развития» Высшей школы экономики (ВШЭ). «Напомним, что существующая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты делает более выгодным экспорт темных нефтепродуктов, и следовательно, сохранение низкого уровня переработки нефти на российских НПЗ. В результате дискуссий в конце прошлого года было принято решение поднять в ближайшие годы ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на добычу нефти, но зато снизить ставку экспортной пошлины на бензин и приподнять на темные нефтепродукты, выравняв их, и сбалансировать прочие интересы с помощью экспортной пошлины на нефть».

Между тем спор о налогах, похоже, только разгорается. В частности, специалисты Экономической экспертной группы (ЭЭГ) в конце марта выступили с сенсационным заявлением о том, что переработка нефти в России экономически бессмысленна и приносит стране колоссальные убытки. Тонна сырой нефти стоит сегодня гораздо больше, чем все продукты перегонки, которые получают из нее российские химики и нефтяники. По экономической логике нефтепереработку в России нужно немедленно прекратить, предприятия – обанкротить, а потребителей перевести исключительно на импортное топливо, полагают они. А правительственная политика налоговых льгот для нефтяников глубоко ошибочна, поскольку не стимулирует нефтяные компании к модернизации, а только субсидирует сохранение отсталых производств за счет бюджета и других налогоплательщиков. Впрочем, Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН) явно не согласна с озвученными радикальными предложениями. «Как известно, доход, получаемый от единицы энергоресурсов нефти при использовании ее на предприятиях нашей страны и исчисленный в объеме внутреннего валового продукта, более чем в 10 раз превышает доход от продажи этой единицы энергоресурсов другим странам по международным ценам (кумулятивный эффект) и при этом обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, что для нашей страны в последние годы стало весьма актуально», – пишет глава АНН Виктор Рябов.

Однако на деле ситуация складывается не столь благополучно. «С 2005 по 2009 год средний уровень глубины переработки нефти на российских НПЗ увеличился лишь с 69 до 71,8%, – поясняет директор департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Александр Шток. – При этом одними налогами изменить ситуацию вряд ли получится». А по данным АНН, глубина переработки нефти в России в 2010 году не увеличивалась, а снижалась.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин напоминает, что существующие в России избыточные мощности НПЗ используются в основном для производства низкокачественного мазута, из которого в Европе делают бензин и другие виды топлива. «Естественно, что всякая добавочная стоимость при этом для нас теряется, – говорит он. – Поэтому и выходит, что гораздо логичнее гнать на экспорт сырую нефть. Выход – сокращать количество отечественных НПЗ, оставляя лишь те из них, кто производит высококачественные сорта топлива с высокой степенью добавленной стоимости».

Однако, как отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров, для того, чтобы определиться с налоговой системой, надо ответить на главный вопрос – чего мы хотим от нефтегазового комплекса? Использовать его как базу для модернизационного и технологического рывка или для подпитки бюджетного дефицита? «Система, предполагающая снижение пошлины на нефть, приведет к увеличению привлекательности простого экспорта сырца, то есть отбросит нас на десятилетия назад и ухудшит перспективу создания новых высокотехнологичных производств, – считает он. – Ведь система пошлин, действовавшая до 2011 года, была направлена как раз на то, чтобы увеличить переработку внутри страны. И она этого добилась. Следующая задача – увеличить глубину переработки, но пока ни одна из предложенных систем серьезно это не стимулирует». То, что российская переработка неэффективна, – не повод для ее уничтожения, уверен Александров. При этом примеры успешных нефтехимических производств в России есть, и это примеры действительно уникальные, дающие стимул развитию целого комплекса предприятий в металлургии и машиностроении, инжиниринге и логистике.

«Из России удобно (именно удобно, а не выгодно) экспортировать нефть, так как экспорт высокого передела требует как минимум налоговой стабильности, кредитной доступности, усилий в маркетинге, – продолжает аналитик. – Но это значит лишь то, что надо создавать благоприятные условия для глубокого передела. Нельзя считать только налоговые поступления от экспорта нефти и первичных нефтепродуктов, поскольку переработка внутри страны существенно расширит саму налоговую базу, а это повысит устойчивость всей экономики».