Работодатели отреагировали на повышение страховых взносов и тарифов естественных монополий: за январь долги организаций по зар­плате выросли на 381 млн руб., до 2,78 млрд. Лучше не будет, уверены эксперты: в преддверии выборов государство сконцентрируется на социальных расходах и вряд ли даст бизнесу налоговые послабления.

За первый месяц этого года организации (за исключением малого бизнеса) нарастили просрочку по зарплате на 15,9%, свидетельствуют данные Росстата. Основная и почти единственная причина, по которой работодатели задерживают выплаты сотрудникам, — нехватка собственных средств (98,4% от общего объема просроченной задолженности).

Список пострадавших возглавляют обрабатывающие производства (52% от общей суммы просрочки) и строительный сектор (15%). На 1 февраля с долгами по зарплате сидели 126 тыс. россиян. Только в девяти регионах задолженность по причине нехватки средств у организаций отсутствовала, в 46 — увеличилась по сравнению с прошлым месяцем.

Москва входит в тройку лидеров — на столицу приходится 139,4 млн руб., не выплаченных по причине нехватки собственных средств. Пальма первенства — у Нижегородской области (210,7 млн), «серебро» — у Удмуртии (154,5 млн).

«Безусловно, сказалось более чем двукратное повышение страховых взносов (до 34%) и тарифов естественных монополий, — уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Пока наращивание просрочки нельзя назвать трендом, но, думаю, ближайшие два месяца подтвердят эту тенденцию».

У бизнеса пока есть «жирок», накопленный в прошлом году, но, поскольку налоговая нагрузка растет и просвета не видно, издержки неизбежно будут перекладываться на персонал, отмечает г-н Николаев. «Не исключаю, что страшилка по уходу зарплат в тень скоро станет нашей реальностью», — говорит он.

Цена на нефть марки Urals превзошла самые смелые ожидания Белого дома, однако вряд ли правительство решится дать послабления бизнесу, считает управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов. «Предвыборный год на дворе, соответственно, власти сосредоточатся на социальных расходах, — говорит он. — Учитывая курс на снижение дефицита бюджета, вряд ли предприятиям стоит ждать снижения налоговой нагрузки».

Оптимизм бизнеса тает: даже 2010 год можно назвать годом роста лишь с большой натяжкой, учитывая эффект низкой базы, отмечает г-н Хестанов. «А какого-то большого прорыва в сбыте товаров и услуг так и не происходит», — говорит он. «Перспективы тревожные, — соглашается г-н Николаев. — Налоги, скорее всего, будут только расти».