Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", внесенный в Госдуму президентом РФ.
Законопроектом определяются основы статуса контрольно-счетных органов, которые образуются соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или представительным органом муниципального образования и подотчетны им. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно, во взаимодействии друг с другом и со Счетной палатой Российской Федерации. Установлено, что контрольно-счетные органы обладают правами юридического лица.
Согласно законопроекту внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в отношении органов госвласти и госорганов субъектов РФ, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Согласно законопроекту, принятому в первом чтении, в данный список отдельно были включены банки и кредитные организации (в случае использования госимущества или средств бюджетов).
Проектом закона предлагается установить критерии определения штатной численности контрольно-счетных органов. Также в законопроекте содержатся положения, касающиеся порядка назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, и основные требования к ним. Так, назначение на указанные должности осуществляет соответственно законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования. Занимать должности председателя, зампреда и аудиторов контрольно-счетного органа могут лица с высшим профессиональным образованием и соответствующим опытом работы (согласно законопроекту, принятому в первом чтении, - лица с высшим и средним образованием).
Предусматривается перечень субъектов, которые имеют право вносить предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа.
Для лиц, претендующих на замещение должностей в контрольно-счетном органе, устанавливаются определенные ограничения. В частности, они не могут состоять в родстве или свойстве с руководителями государственных и муниципальных органов, судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Установлено, что председатель, заместитель председателя, аудиторы и кандидаты на данные должности обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах и имуществе своих супругов и детей.
В законопроекте содержатся положения о недопустимости воздействия в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов, а также положения, касающиеся их государственной защиты.
Контрольно-счетные органы могут самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать и утверждать стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, однако разработку основополагающих стандартов в указанной сфере предлагается отнести к компетенции Счетной палаты Российской Федерации.
Финансирование контрольно-счетного органа предлагается осуществлять соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Финансирование контрольно-счетных органов должно предусматриваться в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 октября 2011г. (согласно законопроекту, принятому в первом чтении, - с 1 июля 2011г.).