Федеральная служба безопасности определила порядок выплаты денежного вознаграждения гражданам, оказывающих содействие в пресечении или раскрытии террористических актов. Такой приказ, подписанный главой ведомства Александром Бортниковым, 1 ноября прошел регистрацию в Минюсте.

Право определять конкретные суммы делегировано руководителям соответствующих служб и их заместителям. Они должны учитывать меру проявленного информатором "личного участия в содействии и полученных значимых результатов в борьбе с терроризмом".

Установлено, что если он претендует на получение вознаграждение за информацию о готовящих или совершивших террористических акт лицах, то должен предоставить "чекистам" не только их фамилии, но и, например, паспортные данные, адреса и т.д. В то же время сам факт своевременного сообщения о готовящемся террористическом акте, которое непосредственно привело к его пресечению, уже дает информатору право на награду. Выплаты должны осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на оперативно-разыскную деятельность соответствующих федеральных служб.

Однако получившие вознаграждение граждане могут столкнуться с проблемой уплаты налогов. Действующее законодательство не освобождает их от обязанности отдать в бюджет 13% от соответствующего дохода и внести информацию о нем в налоговую декларацию, а с самого ФСБ не снимается обязанность информировать налоговые органы о произведенных выплатах и удержанном налоге. В подписанном приказе данный вопрос никак не урегулирован. "Формально такие суммы должны облагаться налогом, а ФСБ обязано его удерживать и сообщать о выплатах в налоговую службу, — отмечает управляющий партнер Агентства налоговых поверенных Алексей Куликов. — Но убежден, что в данном случае ФСБ сможет ссылаясь на закон о государственной тайне защитить эти сведения. Ведь интересы защиты информатора важнее вопроса уплаты налога".

По словам Алексея Куликова Конституционный суд России еще в 2006 году разъяснил, что в случае коллизии между различными законами приоритетным признается тот, который является специальным и гарантирует защиту информации. В целом же этот вопрос надо решать на законодательном уровне — либо освободить выплачиваемые ФСБ суммы от налога на доходы физических лиц, либо создать в налоговой службе и Пенсионном фонде России специальные подразделения, допущенные к работе с составляющими государственную тайну сведениями.

С аналогичной проблемой еще в 90-х столкнулась американская полиция — информаторы были обязаны вносить сведения о полученном доходе в декларацию. Для решения этого вопроса был принят специальный закон, освободивший такие выплаты от налогов.

ФСБ России намерена выплачивать денежное вознаграждение гражданам, оказывающим содействие спецслужбам в предотвращении и раскрытии терактов, а также способствующим выявлению и задержанию лиц, их подготавливающих или совершивших. Спецслужбы и раньше платили гражданам за услуги — в частности, за помощь в ликвидации в марте 2005 года лидера Ичкерии Аслана Масхадова, по некоторым данным, было заплачено $10 миллионов. Правда, кто и за какую конкретно информацию получил эту сумму, осталось тайной. О намерении материально поощрять сотрудничество граждан со спецслужбами в деле борьбы с терроризмом говорится в проекте приказа, подписанного летом директором ФСБ РФ Александром Бортниковым и опубликованного на сайте ведомства. Согласно документу, конкретная сумма гражданам, оказывающим содействие спецслужбам, будет рассчитываться "с учетом меры их личного участия в данном содействии и полученных значимых результатов в борьбе с терроризмом". Основанием для выплаты денежного вознаграждения являются "личное участие гражданина в содействии, полученные значимые результаты в борьбе с терроризмом". Размеры денежного вознаграждения лиц, оказывающих содействие, определяются "с учетом меры их личного участия в данном содействии и полученных значимых результатов в борьбе с терроризмом".