Налоговые инспекции стали так или иначе намекать компаниям, чтобы они прекращали отношения с убыточными контрагентами – об этом рассказали читатели газеты "Учет. Налоги. Право".
Опрос на сайте показал, что большинство коллег обращают внимание на такую информацию – лишь 23 процента главбухов не смущает убыточность компаний, с которыми они работают (см. диаграмму). В то же время в ФНС осуждают действия инспекций.
Надежда Полетаева, главбух ООО «Азорель» из Тюмени, рассказала, что в ее инспекции с прошлого года вывешивают на стенде списки убыточных компаний. Без конкретных сумм, но зато с предупреждением о том, что с такими налогоплательщиками опасно иметь дело. Между тем в Минфине считают, что налоговики не вправе сообщать, с прибылью или убытком работает компания, – это налоговая тайна (письмо от 21.09.10 № 03-02-08/52). Однако у ФНС иное мнение – налоговой тайной являются только конкретные суммы убытков. Об этом сообщил «УНП» Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса. В то же время, по мнению ФНС, инспекциям не стоит вывешивать такие списки, ведь они могут нанести ущерб этим компаниям.
Как бы то ни было, по нашему мнению, компания, которая узнала, что налоговики рассказывают кому-то о ее финансовом состоянии, может оспорить действия инспекции в суде. Ведь без разрешения налогоплательщика она может сообщать только сведения о нарушениях законодательства и ИНН (п. 1 ст. 102 НК РФ). За разглашение тайны можно потребовать привлечь к ответственности сотрудников налоговой (ст. 13.14 КоАП РФ, ст. 183 УК РФ).
Правда, есть и другая сторона вопроса. Если компания не будет знать о том, что заключает сделку с убыточной организацией, может столкнуться с проблемами по НДС. Так, Евгении Ибрагимовой, главбуху ООО «Медицина АльфаСтрахование», отказали в возмещении НДС, в частности, из-за того, что у контрагента были убытки, а значит, он неблагонадежен. Хотя Сергей Тараканов подчеркивает, что сама по себе убыточность – не основание для отказа в возмещении.