Во многих регионах налогоплательщики имеют шанс попасть на рассмотрение апелляционной жалобы и попытаться повлиять на решение УФНС. Такие результаты показал проведенный «УНП» опрос 44 налоговых управлений.

В этом вопросе надо отдать должное большинству налоговиков – они готовы принимать решение по жалобе, предварительно выслушав аргументы налогоплательщиков. Это несмотря на то, что недавно Президиум ВАС РФ пришел к неутешительному выводу: решение по апелляционной жалобе действительно, даже если на ее рассмотрении представителей компании не было.

Налогоплательщиков ждут всегда

Так поступают в УФНС: Волгоградской области, Дагестана, Карачаево-Черкесии.

В трех из 44 регионов налоговики по своей инициативе всегда зовут представителей компаний на рассмотрение апелляций.

Приглашают, когда есть ходатайство

Так поступают в УФНС: Республики Алтай, Астраханской, Белгородской, Воронежской областей, Кабардино-Балкарии, Калужской области, Карелии, Кемеровской, Костромской областей, Красноярского края, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Омской, Орловской, Пензенской областей, Пермского края, Рязанской, Саратовской, Тверской областей.

В большинстве опрошенных нами управлений – в 21 из 44 – тоже рассматривают апелляции в обществе налогоплательщиков. Но для этого инициатива должна исходить от самих компаний – надо подать в управление ходатайство о присутствии на рассмотрении жалобы. Иначе не пригласят.

При этом в Пензенской области отметили, что компании могут сразу в самом тексте жалобы написать о желании присутствовать на ее рассмотрении, писать отдельное ходатайство совсем не обязательно. В УФНС по Ленобласти считают, что если отказать компании, то решение по жалобе можно будет оспорить по формальным признакам. В других управлениях этого не опасаются, просто идут навстречу налогоплательщикам.

Зовут, только когда сами считают нужным

Так поступают в УФНС: Алтайского края, Брянской области.

В двух из 44 управлений налоговики сами приглашают налогоплательщиков, но исключительно в тех случаях, когда есть сомнения в правомерности решения инспекции либо что-то непонятно из представленных в УФНС документов.

Пока никого не приглашали, но никто и не просил

Так поступают в УФНС: Ингушетии, Тывы, Чечни.

В трех из 44 регионов налоговики еще не сталкивались с просьбами компаний о рассмотрении апелляционных жалоб с их участием. Так что здесь решат вопрос, когда поступит первое ходатайство. Правда, в Чечне уже сейчас могут сказать, что не откажут.

Не приглашают никогда

Так поступают в УФНС :Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Калмыкии, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Свердловской областей, Санкт-Петербурга, Тамбовской, Тюменской областей.

В девяти из 44 управлений твердо уверены, что нет необходимости звать представителей компаний на рассмотрение жалоб. Но это не значит, что налогоплательщики совсем не имеют возможности высказаться. Например, специалисты Управления ФНС по Нижегородской области в случае каких-либо сомнений звонят в компании и по телефону уточняют информацию. Кстати, в Тюменской области еще до недавнего времени приглашали компании, но с учетом позиции Президиума ВАС РФ перестали это делать.

Не готовы ответить

Так поступают в УФНС: Коми, Новосибирской, Псковской областей, Татарстана, Тульской и Ярославской областей.

В шести из 44 УФНС не захотели раскрывать тайну: зовут или не зовут они компании на рассмотрение жалоб. Остается узнавать это на собственном опыте.

Приглашение на апелляцию может стать обязательным

Не исключено, что в будущем участие в рассмотрении в УФНС жалоб, в том числе апелляционных, станет законным правом налогоплательщиков. Такая поправка в статью 21 НК РФ находится сейчас на рассмотрении Госдумы. Если ее примут, то решение управления по жалобе, вынесенное в отсутствие представителей компании, можно будет признать незаконным.