Чиновники Росстрахнадзора собрались с духом и готовятся отбирать лицензии у компаний за ошибки в финансовой отчетности. Страховщики затаили дыхание и обиду.

О том, что страховой надзор будет постепенно приближаться к пруденциальному, действующему в банковской сфере, уже не раз заявляли и заместитель министра финансов Алексей Саватюгин, и глава Росстрахнадзора Александр Коваль. Однако, судя по всему, легкого пути в этом направлении не будет. Часть инициатив надзорного ведомства вызывает у страховщиков отчаянное сопротивление.

Новые споры разгорелись вокруг ошибок в финансовой отчетности, точнее, ответственности за них. ФССН предлагает ввести прямой отзыв лицензии без всяких предварительных санкций у компаний, которые допускают подобные оплошности. С такой инициативой на днях выступил заместитель руководителя ведомства Олег Пилипец. «Если ранее обсуждался лимит на ошибку в 3 млн рублей или на некий процент от бизнес-показателей, то теперь мы ушли от данного требования. На наш взгляд, правильным подходом является позиция, при которой «волшебству» с отчетностью не место на рынке», – заявил он.

Реакция страховщиков последовала незамедлительно. Всероссийский союз страховщиков тут же выступил с официальным заявлением, в котором выразил свою позицию: контроль над страховым рынком со стороны государства должен быть качественным, а ошибки в отчетности могут носить технический характер. «ВСС полагает, что предлагаемые некоторыми меры по ужесточению требований отчетности страховщиков, допускающие отзыв лицензии в случае ошибки без выдачи предварительного предписания, иных взысканий (штрафов), не соответствует мировой практике», – говорится в документе, оказавшемся в распоряжении «Ф.». По мнению страховщиков, необходимо предусмотреть четко прописанный регламент и исключительный перечень оснований для отзыва лицензий либо этапность рассмотрения вопросов, устанавливающую систему штрафов по отношению к физическим лицам – сотрудникам страховых компаний, допустившим сознательное или случайное искажение отчетности.

Немецкий контролер и советский бухгалтер. Вопрос об ошибках в финансовой отчетности возник не сегодня. Еще в начале года появился ряд поправок в закон «Об организации страхового дела». Прежде всего, предлагалось усовершенствовать процедуру контроля над приобретением акций страховых организаций. Согласно поправкам, все сделки объемом более 20% акций страховщики должны согласовывать с надзорным ведомством. Кроме того, предполагалось ввести дополнительные требования к учредителям, акционерам, руководителям и главным бухгалтерам. Плюс – расширялись и полномочия Росстрахнадзора в части отзыва лицензий. Одна из поправок касалась непосредственно искажения отчетности. За неоднократные ошибки в бухгалтерской или статистической отчетности, превышающие 3 млн руб­лей, предлагалось отзывать лицензии без всяких предварительных санкций.

Законопроект поступил в Госдуму в марте. Тогда же крупные страховщики дружно выступили против. Генеральный директор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов говорил, что для компаний, обороты которых исчисляются десятками миллиардов рублей, ошибка в 3 млн носит технический характер, она не может нести риска для финансовой устойчивости. Он предлагал исчислять этот показатель как определенный процент от оборота. А экс-глава РСА Андрей Кигим говорил о профилактических наказаниях – системе штрафов, как, например, в Германии. «Немецкий опыт показывает, что компания может сдавать искаженную отчетность, за это у нее не отзывают лицензию. Но при этом штраф за подобные нарушения достигает 500 тыс. евро. Нельзя вводить норму, по которой у компании отзывается лицензия без всяких предварительных профилактических мероприятий», – заявил он журналистам.

Главу же Росстрахнадзора Александра Коваля больше воодушевляет опыт советский: «Кто-то говорит, что ошибка в 3 млн рублей слишком незначительная, чтобы за нее так сурово карать. Я, например, помню работу бухгалтеров в советское время: бухгалтерия сидела всю ночь и, не поверите, сводила полкопейки. А для наших страховщиков 3 млн рублей – это не сумма. Но если вы не научились считать миллионы, то нечего вам работать в финансовом секторе вообще!» (из интервью «Ф.», № 26). По его словам, страховщики не случайно выступают за штрафы, это дает возможность уйти от более жесткого наказания. Ведь ограничение и приостановление лицензии – публичные меры, о них сразу становится известно всем: и страхователям, и партнерам по бизнесу, и сотрудникам самой компании.

Правда, спорный законопроект так и не дошел до первого чтения. В заключении правительства говорится, что документ может быть поддержан только после существенной доработки. Есть конкретные замечания и относительно ошибок в финансовой отчетности: «В пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют необходимые расчеты, подтверждающие обоснованность указанного количественного критерия». Кроме того, «установление одного критерия представляется недостаточным для принятия решения об отзыве лицензии страховщика без соответствующего предписания и применения в отношении него санкций в виде ограничения или приостановления действия лицензии, так как данный критерий не отражает степени нарушения страховыми организациями законодательства».

Теперь законопроект отложен в долгий ящик. Как сообщили «Ф.» в комитете Госдумы по финансовому рынку, который готовил поправки, работа над ним продолжается. Однако в план работы на осеннюю сессию законопроект не включен. Так что рассчитывать на его быстрое принятие не стоит.

Рынок кривых зеркал. Однако Росстрахнадзор, похоже, не намерен отступать. Он готов вообще снять всякие допущения по сумме ошибок. Жесткость ведомства понятна. Слишком часто ему приходится сталкиваться с ситуацией, когда компании подтягивают показатели к отчетной дате, когда искусственно раздувают активы за счет липовых инструментов и просто фальсифицируют данные. Как заявил Олег Пилипец на форуме финансовых директоров, в 2009 году Росстрахнадзор выявил «зеркальные» векселя на 5,2 млрд рублей, а за первое полугодие нынешнего – на 2,9 млрд. Он уточнил, что количество махинаций растет: в прошлом году было выявлено в общей сложности 507 «зеркальных» векселей, а за шесть месяцев нынешнего – уже 382. Как рассказал Олег Пилипец, согласно отчетности, представленной в ФССН, практически все активы страховщиков соответствуют нормативным требованиям. Однако при проверке надзор выявляет факты использования как недействительных векселей, так и ценных бумаг, эмитированных сомнительными финансовыми организациями.

По мнению ведущего аналитика финансового института страхования Standard & Poor’s Виктора Никольского, вопрос о наказаниях за ошибки в отчетности вообще второстепенный, это вряд ли будет способствовать росту прозрачности рынка. «Страховщики работают на поле, где их обязательства являются некой виртуальной, расчетной величиной. И здесь могут быть разные подходы. Очень сложно доказать, была ошибка или нет, умышленная она или техническая. Главный вопрос – в принципах подхода к отчетности, в необходимости перехода на международные стандарты. Это длинный путь. Но он начинается с раскрытия информации. Именно с этого начинал Центробанк, когда выстраивал систему надзора. Он обязал все банки предоставлять регулятору и публиковать балансы и отчеты о прибылях и убытках на ежемесячной основе. На сайте ФССН таких данных пока нет. Страховщики готовят отчетность раз в квартал. С той же периодичностью надзорный орган публикует сводные данные, но в этом своде много важных показателей теряется», – считает Виктор Никольский. По мнению экспертов, самый простой и самый очевидный шаг – перевести отчетность на месячный шаг и публиковать ее. Это сложно, но возможно. Можно также обязать компании публиковать аудиторское заключение.

Похоже, это совпадает с планами ФССН. Во всяком случае, Олег Пилипец уже заявил, что Росстрахнадзор намерен публиковать данные о жалобах на страховщиков, которые поступают в службу. По его словам, Росстрахнадзор планирует публиковать в открытом доступе и другие показатели, характеризующие деятельность компаний. Правда, какие именно, пока остается тайной.