Доходы бюджета 2011 года на треть зависят от изменений в законодательстве. Они должны вступить в силу уже с 1 января 2011 года, но часть из них еще даже не обсуждается в профильных комитетах Госдумы. Тем временем в Совете Федерации подготовили очередную порцию предложений для правительства, без которых, как считают сенаторы, наполняемость казны окажется под вопросом.

На вчерашних парламентских слушаниях, посвященных прог­нозу социально-экономиче­ского развития России в период с 2011 по 2013 год, сенаторы сетовали, что многие из необходимых законов еще не внесены в Госдуму. Иметь четкую законодательную базу необходимо для рассмотрения парламентом закона о бюджете на следующий год. Такая норма в Бюджетном кодексе есть и сейчас, но действие ее было временно приостановлено до 2011 года.

Члены верхней палаты предложили правительству активно провести остаток года, устраняя некоторые упущения. Наряду с этим представители регионов готовят новые инициативы для властей — от зачисления налогов на доходы граждан по месту их жительства до единого налога на недвижимость.

Руководитель налоговой практики Capital Legal Services Оксана Ковалева считает, что понятие места жительства в законодательстве расплывчато. «30—40% граждан зарегистрированы по одному адресу, а работают по другому. Что касается единого налога на недвижимость, то его можно рассматривать как желание властей несколько ограничить полномочия регионов и местного самоуправления в предоставлении льгот», — заключает г-жа Ковалева.

Особый акцент вчера был сделан на привлечении средств из внешних источников, которых за трехлетний период должно быть около 4,7 трлн руб. Сумма, по мнению экспертов, весьма значительная, поэтому и неудивительно повышенное внимание к ней. Сенаторы попросили усилить ответственность госорганов за конечный результат освоения привлекаемых заимствований.

«Привлекаемые средства должны устранить дефицит бюджета и будут расходоваться наравне с собственными», — говорит исполнительный директор Центра развития ГУ-ВШЭ Наталья Акиндинова. По ее словам, ответственность за нецелевое использования установлена и сейчас, в том числе уголовная. «Скорее всего это очередная страшилка для чиновников, которая логично вписывается в построение вертикали счетных палат», — говорит г-жа Акиндинова.

К слову, недавняя инициатива президента по созданию счетных палат в регионах должна полностью финансироваться из их собст­венного бюджета. Контроль над ними, по словам экспертов, Москва де-факто оставит за собой. От подобной практики сенаторы предлагают отказаться. Субъекты Федерации больше не хотят брать на себя дополнительные полномочия без соответствующего финансирования со стороны федерального центра.

Специально по просьбе коллег из Совета Федерации Счетная палата провела анализ бюджетных показателей и подготовила аналитический доклад. Помимо прочего аудиторы порекомендовали правительству и Минфину внимательнее отнестись к таргетированию цен на важнейшие экспортируемые товары: газ и нефть марки Urals.

Главный экономист Deutche Bank Ярослав Лисоволик полагает, что в ближайшие три года подобным таргетированием заниматься не стоит. «При планировании бюджета должна оставаться доля консервативности и некоторое пространство для маневров в случае падения цен на энергоносители. Если посмотреть на прогнозы последних десяти лет, то они были крайне неточными», — подчеркивает он.