Налоговики решили поучаствовать в создании электронного правительства и начали с налаживания электронного документооборота с банками. Интересно, что решение было принято после того, как Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась в Центробанк с жалобой на Федеральную налоговую службу (ФНС): налоговики заваливают банки многочисленными запросами, на обработку которых уходит огромное количество сил и средств.

В средний банк могут приходить десятки тысяч документов из ФНС, а на обработку каждого запроса требуется в среднем 2–2,5 часа и 580 руб. — за счет оплаты времени сотрудников и затрат на корреспонденцию. После жалобы последовало обсуждение проблемы с участием ведомства и банков. В результате ФНС откликнулась на жалобу. Налоговики не готовы сокращать поток запросов, но решили перевести их в электронную форму. Банки сократят затраты на корреспонденцию, но потратятся на программное обеспечение и переподготовку сотрудников. А потери времени вряд ли сильно сократятся.

В ФНС уже разработали порядок организации информационного обмена между банками и налоговыми органами. Раньше банки в электронной формеили на бумажном носителе могли отправлять налоговым органам только сообщения об открытии и закрытии счета, изменении реквизитов счета организации, решения о приостановлении операций по счету и отмене приостановления операций. Теперь налоговая будет требовать в электронном виде ответы на самые частые запросы. Перечень таких документов включает всего восемь пунктов,Требование об уплате налога в бюджет РФ; запрос о предоставлении справки о наличии счетов в банке у организации; запрос о предоставлении справки об остатках денежных средств на счете организации; запрос о предоставлении выписок по операциям на счете; справка о наличии счетов в банке у организации; справка об остатках денежных средств на счете; выписка по операциям на счете организации; требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии но они составляют основную массу запросов. Если налоговой потребуются другие сведения,например, заверенная копия договора об открытии вклада то отправлять их банк будет по старинке — в конверте. Порядок электронного оборота будет утвержден после того, как вступят в силу соответствующие поправки в Налоговый кодекс.приняты Госдумой 16.07.10 и одобрены Советом Федерации 19.07.10 То есть после 2 сентября. В ФНС «Маркеру» подтвердили, что решение об автоматизации документооборота было принято после консультаций с представителями кредитных организаций.

Еще одно нововведение заключается в том, что все популярные документы налоговая будет запрашивать через Центральный банк, с которым банкам нужно будет заключить соглашение.о представлении и получении документов в электронном виде Банки, в свою очередь, также будут отправлять ответы через ЦБ. Раньше таким образом направлялись только решения о приостановлении операций и отмене этих решений.говорит Наталья Крючкова, заместитель начальника правового департамента АРБ Но банки настояли на централизованной системе обмена информацией.с такой просьбой АРБ обращалась в ЦБ В налоговой говорят, что реализуют концепцию электронного правительства. А банкам придется по-прежнему как-то справляться с огромным количеством запросов. К примеру, отделениями Промсвязьбанка только по одной Москве в 2009 г. получено 22,5 тыс. запросов от ФНС. На их обработку тратятся миллионы долларов — и большая часть средств идет на оплату труда работников, которые вынуждены отвечать ФНС, а не на конверты для писем. Таким образом, ФНС пошла навстречу банкам и облегчила им жизнь.«Здесь можно провести аналогию со сдачей отчетности в электронном виде. Это безусловно, облегчило нам жизнь. Если мы будем отправлять и получать запросы и ответы на них в электронном виде, в первую очередь, это сэкономит время доставки», — говорит Владимир Токмаков, замначальника управления налогового планирования и отчетности Промсвязьбанка Но не слишком сильно.