Фонд социального страхования технически готов принимать отчеты страхователей в электронном виде, как это требуется по новому законодательству в связи с переходом от ЕСН на уплату страховых взносов.

В электронном виде страхователи с численностью персонала более 100 человек обязаны сдавать свои отчеты начиная с первого квартала 2010 года, напоминает ФСС России на своем сайте.

«У нас создан ведомственный удостоверяющий центр, настроена система безопасного электронного обмена информацией между исполнительными органами Фонда социального страхования, Пенсионным фондом и Фондом обязательного медицинского страхования»,;говорит председатель ФСС России С.В. Калашников. По его словам, фонд провел обучение специалистов в региональных отделениях по администрированию программного обеспечения, поэтому все готово к массовому приему отчетности в& электронной форме».

Страхователи могут выбрать удобную для себя форму подготовки отчетов — через портал фонда http://fz122.fss.ru. Дело в том, что ФСС России уже несколько лет успешно работает со страхователями в системе электронного документооборота. Технические возможности портала фонда активно используют в своей деятельности около 400 тыс. предприятий. Пользователи системы в любой момент могут посмотреть свои расчеты с ФСС России, узнать о плановых проверках, рассчитать размер пособий, получить различную статистическую информацию.

Бухгалтеры предприятий и организаций при сдаче отчетности посредством портала фонда получают ряд преимуществ. В частности, при заполнении отчетной формы система помогает правильно рассчитать выплаты по больничным и сразу указывает на допущенные в расчетах ошибки. Это значительно упрощает работу бухгалтера, позволяет затратить на подготовку отчета минимум времени. Как отмечает С.В. Калашников, благодаря электронному документообороту бухгалтер в режиме реального времени может видеть цепочку взаиморасчетов по страховым взносам между страхователем, ФСС России и органами казначейства.

Однако если ранее помимо заполнения формы на портале фонда нужно было все равно сдавать отчеты в бумажном виде, то теперь это не потребуется, так как отчет, подписанный электронно-цифровой подписью, будет иметь юридическую значимость.

Для сдачи отчетности на портале фонда страхователю необходимо зарегистрироваться (заполнить заявление прямо в системе), также необходимы электронно-цифровая подпись, выданная Удостоверяющим центром, имеющим доверительные отношения с Удостоверяющим центром Инфотекс Интернет Траст или ФНС России, и средство криптографической защиты информации (приобретается у Удостоверяющего центра). Страхователь должен подготовить файл отчета в соответствии с утвержденным форматом, подписать отчет электронной цифровой подписью должностного лица, имеющего право подписи, зашифровать полученный подписанный файл на открытом ключе получателя и передать полученный зашифрованный файл в Фонд социального страхования, используя сервис загрузки файла.

«На деле процесс сдачи отчетности посредством портала фонда не сложен. Те предприятия, которые не один год работают с нами в рамках электронного документооборота, отмечают удобство и эффективность нашей системы», — подчеркнул председатель фонда.

Сейчас расширенные права доступа на портале фонда получили более 25 тыс. страхователей с численностью работников более 100 человек. 13 тыс. из них уже имеют опыт сдачи отчетности в электронном виде.