Новые платежи в бюджет будут уплачивать владельцы транспортных средств. Помимо транспортного налога и налога на имущества они будут перечислять в бюджет плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Правила возмещения вреда установлены правительством и предполагают, что внесение платы будет осуществляться при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Обязательность получения такого разрешения и возмещения вреда дорогам установлена в статье 31 Федерального закона «Об автомобительных дорогах и дорожной деятельности» для случаев перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Размер платы будет доводиться до владельцев транспортного средства при выдаче подобного разрешения. В настоящее время Правительством размер платы установлен от 240 до 3 250 рублей за каждые 100 километров участка дороги в зависимости от превышения предельно допустимой массы транспортного средства. Если превышение массы зашкаливает за 50 тонн, то расчет ставки платы предписано осуществлять «методом математической экстраполяции».

Налоговые органы в администрировании этого платежа участвовать не будут. Ведь согласно принятому правительством постановлению осуществление его расчета, начисления и взимания организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог. Правомерность установления платы в возмещение вреда вызывает большие сомнения. Согласно статье 57 Конституции налоги могут устанавливаться только законами. Это означает, что законом, а не постановлением Правительства должны быть определены все элементы налога, в том числе его ставки.

Правда, еще в 1998 году при рассмотрении дела о конституционности постановлений Правительства о подобных платежах за провоз тяжеловесных грузов, Конституционный Суд признал такие платежи правомерными (Постановление от от 17.07.1998 N 22-П). Суд исходил из того, что плата за провоз тяжеловесных грузов в отличие от налоговых платежей не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности. Именно ее плательщики получают возможность использовать федеральные автомобильные дороги для решения своих хозяйственных и иных задач. Конституционный Суд также отмечал, что возникновение обязанности уплаты этого платежа основано на не свойственной налоговому платежу свободе выбора, в данном случае - выбора способа транспортировки груза.

С другой стороны, в более позднем Постановлении от 28.02.2006 N 2-П Конституционный Суд уточнил, что подобные платежи, хотя и не являются налогами, но рассматриваются в качестве фискальных сборов. Не обязательно устанавливать все элементы фискальных сборов в законе, но в случае, когда закон делегирует право установления порядка их взимания Правительству, эти элементы должны быть установлены Правительством ясно и непротиворечиво.

Очевидно, что отсылка к методу «математической экстраполяции» для определения величины ставок платы способна вызвать неясность, хотя бы потому что экстраполировать можно бесчисленным количеством способов. Ни о какой ясности в таком случае говорить не приходится.