Подкомитет по налоговому законодательству во вторник предложил комитету по бюджету и налогам рекомендовать Госдуме отклонить в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ".

Законопроект, внесенный Верховным Судом РФ, направлен на установление досудебного порядка взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика /плательщика сборов/ - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по решению налогового органа. При этом рассмотрение гражданских дел об оспаривании решений налоговых органов о взыскании с физических лиц соответствующих обязательных платежей предлагается отнести к подсудности районного суда независимо от взыскиваемой суммы.

Правительство РФ законопроект не поддерживает, обращая внимание, что при рассмотрении дел о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества, в частности, о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам положениями Гражданского процессуального кодекса предусмотрен упрощенный порядок судопроизводства. Этот порядок предусматривает вынесение судьей судебного постановления единолично на основании заявления налогового органа о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника.

В связи с тем, что для граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не предусмотрены механизмы досудебного взаимодействия с налоговыми органами, применение предлагаемого Верховным Судом внесудебного порядка взыскания задолженности, по мнению правительства, приведет к большому количеству исковых заявлений к налоговым органам, которые будут рассматриваться в общем порядке, что не решит поставленной законопроектом задачи снижения нагрузки на суды.

При рассмотрении законопроекта также надлежит принимать во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ выраженную, в частности, в решениях от 17 декабря 1996 г 20-П, от 6 ноября 1997 г 111-О, от 12 мая 1998 г 14-П, от 15 июля 1999 г 11-П, от 6 декабря 2001 г 257-О, согласно которой различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений /обязанности платить налоги/, а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства. Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти - подчинения, и поэтому одна сторона в отношении к другой не может действовать властно-обязывающим образом.

Кроме того, Налоговым кодексом не установлена обязанность физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, сообщать в налоговый орган о вкладах в банках.

Таким образом, у налоговых органов отсутствует возможность взыскивать денежные средства со счетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Заместитель председателя бюджетного комитета Андрей Макаров считает, что законопроектом фактически предлагается бремя доказывания переложить с налогового органа на налогоплательщика, что не может быть поддержано, особенно, учитывая ранее достигнутые договоренности.

В соответствии с графиком, на рассмотрение Госдумы законопроект планируется вынести 16 октября. При этом члены подкомитета предлагали представителю Верховного суда рассмотреть возможность отзыва законопроекта.