Проект нового закона о бухучете обнародовал Минфин на своем сайте. Теперь вести бухгалтерский учет на крупном предприятии должен будет высококлассный профессиональный специалист, состоящий в штате компании. Малые и средние компании сохранят возможность не перекладывать бремя ведения учета на специально нанятого человека. В документе детально прописаны требования к главному бухгалтеру предприятия, акции которого допущены к обращению на фондовом рынке. Кроме того, впервые в законе закрепляются особенности ведения учета при реорганизации и ликвидации компании. Эксперты дают осторожно-позитивную оценку новациям: повышение требований к квалификации главбухов повысит качество их работы, полагают они.

Напомним, что концепция нового закона для бухгалтеров появилась в 2005 году. Но тогда предложенный Минфином вариант раскритиковали представители профессионального и бизнес-сообществ. Сейчас чиновники министерства Алексея Кудрина представили полностью переработанный документ.

В обнародованном законопроекте впервые четко прописаны требования к главбуху для компаний, чьи ценные бумаги допущены к обращению на фондовом рынке. «Такой специалист должен иметь высшее профессиональное образование, стаж работы не менее трех лет из последних пяти, не иметь судимости и состоять в СРО», — перечисляет замруководителя отдела проектирования учетных систем и формирования отчетности АКГ «Развитие бизнес-систем» Кирилл Неймарк. Аналогичным требованиям должен соответствовать главбух страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов.

«Это скорее положительный момент, потому что предполагается, что претендент будет иметь проверенную квалификацию, — рассуждает глава департамента аутсорсинга бухгалтерских услуг компании «Грант Торнтон» в России Сергей Калинин. — Но при этом важно понимать, какие будут условия предъявлены со стороны аудиторских СРО».

Действующий закон позволяет руководителю фирмы в зависимости от объема учетной работы самостоятельно вести бухучет. Документ обяжет руководителя компании возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или заказать услугу по ведению учета в сторонней компании, пояснил Сергей Калинин. Причем сторонняя организация, ведущая бухучет компании, также должна состоять в СРО. Исключение сделано лишь для предприятий малого и среднего бизнеса — там руководитель фирмы может выполнять и бухгалтерские функции.

«Смогут не вести бухучет индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы», — отмечает эксперт компании «Консультант Плюс» Алексей Смирнов. Филиалы западных компаний в России также получат право отказаться от бухучета по российским стандартам. Кроме того, в законе появятся абсолютно новые разделы, посвященные особенностям бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации компании. Документ разрешает использование электронных первичных документов и отменяет унифицированные формы — «первички».