Управление Федеральной налоговой службы России обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в связи с неоднократными грубыми нарушениями требований законов, регулирующих отношения, связанные с организацией и проведением азартных игр. Основанием для обращения с заявлением послужило следующее.
Управлением по налоговым преступлениям УВД была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ИП организовал сеть Интернет-кафе "Черри", в которых фактически осуществляется проведение азартных игр с использованием компьютерного оборудования. Полагая, что указанные действия Предпринимателя являются неоднократными грубыми нарушениями п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Закона Тамбовской области N 151-З от 02.03.2007 "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр", УФНС России обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда заявленные Управлением требования удовлетворены. Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции, установив, что предприниматель осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в нарушение установленного Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 и Законом Тамбовской области N 151-З от 02.03.2007 запрета, на основании п. 3 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 прекратил его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.
Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований Управления отказано. Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что налоговые органы не могут принудительно ликвидировать индивидуального предпринимателя за нарушения им налогового или иного законодательства, не связанного с регламентацией отношений, возникающих в процессе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Соответствующие полномочия налоговые органы могут реализовать только при выявлении нарушений, возникших в процессе государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
ФАС ЦО оставил постановление апелляционной инстанции без изменения, указав следующее. В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. Между тем, прекращение деятельности игорных заведений, не отвечающих требованиям установленным Законом, не исключает возможность осуществлять предпринимателю любой иной, не запрещенный законодательством вид предпринимательской деятельности, что соответствует принципу свободы экономической деятельности, провозглашенному ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.
Учитывая изложенное, в рамках Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 Федеральная налоговая служба не наделена правом предъявлять в арбитражном суде требования о принудительном прекращении всей деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по основанию нарушения запрета, установленного Федеральным законом РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006. Учитывая изложенное, суд, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с требованиями вышеназванных законодательных норм по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для прекращения деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных УФНС требований (Постановление ФАС ЦО от 13 мая 2009 г. по делу N А64-1584/08-7).