Кризис сделал европейцев более лояльными к корпоративному мошенничеству. Половина клерков крупных европейских компаний не видит ничего дурного, если для выживания в период кризиса бухгалтер подделает финансовый отчет, руководитель даст взятку за новый контракт или не станет при сокращении штата соблюдать правовые нормы.

"Лучше убить собственную маму, чем подделать квартальный отчет". Эта пословица распространена среди французских финансистов, которые считают намеренное искажение бухотчетности одним из самых страшных корпоративных нарушений. Оно и понятно: единичное жульничество потянет за собой цепочку аналогичных преступлений, и тогда "химичить" с отчетностью этой компании бухгалтеру придется все оставшееся время работы в ней.

Однако, кризис несколько изменил взгляды сотрудников европейских компаний на приемлемый стиль корпоративного поведения. Клерки оправдывают возможность совершения одного или нескольких видов корпоративных нарушений для выживания в непростых финансовых условиях. Как свидетельствуют результаты опроса Ernst&Young, проведенного среди более 2200 специалистов крупных компаний в 22 странах Европы, половина опрошенных считают такие нарушения приемлемыми.

В том числе 25% респондентов не видят ничего дурного в даче взятки для получения контрактов, а в некоторых странах этот показатель гораздо выше "среднего по палате". Так, в Испании "проплатить" получение контракта готовы 38% респондентов, в Чехии - 43%, в Турции таковых более половины - 53%.

Еще 13% старших менеджеров считают, что искажение финансовой отчетности компании является оправданным для выживания в период текущего экономического кризиса. Более трети опрошенных (36%) допускают, что при сокращении штата компании можно пренебречь соблюдением обычных правил и процедур.

Во время экономического подъема мошенничество часто остается в тени, а в период любого кризиса оно становится особенно заметным. Соблазн "смухлевать" растет вместе с давлением на руководство компании в связи с необходимостью сохранения уровня прибыли и выручки. Особенно в период экономического спада усугубляются проблемы, связанные с искажением отчетности, особенно в организациях с часто меняющейся организационной структурой и недостаточно строгими нормами отчетности, отмечают авторы исследования.

"Когда в компаниях проводится сокращение численности персонала, или осуществляются изменения в структуре собственности, в сфере финансового контроля могут образоваться лазейки", - поясняет Дэвид Сталб, руководитель международной практики по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях Ernst&Young Global.

В России респонденты отмечают, что росту риска корпоративного мошенничества в значительной степени способствуют недостаток внимания к этой проблеме со стороны высшего менеджмента, а также сокращение персонала, которое приводит к повышенной нагрузке на оставшихся сотрудников и ослаблению контрольных функций, отмечает Иван Рютов, партнер Ernst&Young. По его мнению, собственникам и руководителям предприятий необходимо серьезно задуматься над мерами, которые позволят эффективно противостоять корпоративному мошенничеству в кризис.

Более половины опрошенных считают, что случаи корпоративного мошенничества будут учащаться в течение следующих пяти лет. Эту негативную оценку высказали 54% респондентов в Западной Европе и 55% - в Центральной и Восточной Европе. Только 8% участников исследования отметили, что количество случаев корпоративного мошенничества будет уменьшаться.

По мнению респондентов, руководство компаний, вместо того, чтобы служить положительным примером, фактически способствует усугублению проблемы. Около 69% опрошенных усомнились в честности руководства своих компаний. Только 12% участников исследования во Франции и Италии уверены в том, что их руководители всегда проявляют высокий уровень добросовестности.

Сотрудники компаний считают, что органы власти должны прилагать больше усилий в отношении защиты их компаний и заставить руководителей активизировать работу по борьбе с мошенничеством.