ИФНС обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью и возложении на учредителей обязанности по осуществлению ликвидации.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
ФАС УО, оставляя вынесенное решение без изменения, указал следующее.
Инспекция, ссылаясь на наличие оснований для ликвидации общества, предусмотренных ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", выявленных в результате проведения камерального анализа бухгалтерского баланса общества, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При анализе бухгалтерских балансов общества судом установлено, что стоимость чистых активов с 2003 года является отрицательной, однако само общество не приняло решение о своей ликвидации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования инспекции о ликвидации общества, правомерно, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 14-П, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, исходил из того, что п. 2 ст. 61 ГК РФ предоставляет суду право, но не обязывает ликвидировать юридическое лицо, допустившее в своей деятельности нарушение законодательства.
Суд обоснованно отметил, что взаимосвязанные положения п. 4 ст. 99 ГК РФ и ч. 3 ст. 20 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предполагают, что общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют учредителям принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния.
Отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации общества с ограниченной ответственностью призвано адекватно отражать его фактическое финансовое состояние, а именно отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и обязанность по внесению обязательных платежей (Постановление ФАС УО от 26.03.2009 № Ф09-1563/09-С4).