Реформа единого социального налога (ЕСН), предложенная Минздравсоцразвития и одобренная на заседании правительства, не решит проблему дефицита пенсионной системы. При этом налоговая нагрузка вырастет, возмущен бизнес.

С 2010 г. в России будет действовать новая пенсионная система. Она уменьшит нагрузку по финансированию пенсий на федеральный бюджет, рассчитывает Минздравсоцразвития. Правительство идею министерства одобрило.

Вместо регрессивной шкалы ЕСН (26% с годовой зарплаты до 280 000 руб., 10% — до 600 000 руб. и 2% — свыше) будет действовать единая ставка страхового взноса в 34% (в Пенсионный фонд, фонды мед- и соцстраха) с годовых зарплат до 415 000 руб. С зарплат свыше этой суммы взносы не уплачиваются. Этот порог будет индексироваться ежегодно по мере роста средних зарплат. 26% из 34% будет направлено в пенсионную систему.

Против повышения соцналога вчера высказался РСПП. Финансировать пенсии нужно за счет общих доходов федерального бюджета, а не страховых взносов, считает РСПП. А для повышения доходов Пенсионного фонда союз предлагает передать ему в управление принадлежащие государству активы, включая активы госкорпораций.

Повышение взносов предпринято крайне невовремя, оно приведет к убыточности большинства российских перерабатывающих предприятий и, как следствие, к системному кризису в промышленности, считает председатель «Деловой России» Борис Титов, предложивший до окончания финансового кризиса ввести мораторий на изменение ставок налогов.

По идее Минздравсоцразвития, трудовая пенсия должна достичь 40% зарплаты для тех, кто начал работать в 2002 г. и будет работать 30 лет. Нынешние пенсионеры будут получать порядка 2,5 прожиточного минимума пенсионера, говорит представитель министерства.

В 2007 г. соотношение средней пенсии к средней зарплате составило 22,8%, а прожиточный минимум пенсионера был примерно равен средней пенсии. Чтобы пенсии выросли, нужно повышать доходы системы.

По оценке руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, эффективная ставка пенсионных взносов в рамках новой системы повысится с 16,5% в 2007 г. до 20% в 2010 г.

Только для того, чтобы выплачивать базовую часть пенсии за счет доходов Пенсионного фонда, а не средств федерального бюджета, взносы в фонд должны быть повышены примерно на 5%, говорит чиновник Минэкономразвития. Минсоцразвития предложило повысить их на 6% — с 20% до 26%.

Тем не менее пенсионная система все равно будет дефицитной с 2010 г. из-за повышения выплат людям, вышедшим на пенсию до 1991 г., говорит чиновник. Дополнительные расходы в связи с этой мерой — порядка 500 млрд руб., они поступят из федерального бюджета. Индексировать пенсии в дальнейшем придется за счет федерального бюджета, говорит чиновник.

Если не менять размер соцналога и взносов, дефицит пенсионной системы к 2010 г. составил бы 900 млрд руб., а к 2020 г. — более 3,5 трлн руб., подсчитало Минсоцразвития. При новой системе дефицит уменьшится до 184 млрд руб. и 2,3 трлн руб. соответственно. Избавить пенсионную систему от дефицита можно было бы лишь ценой повышения налоговой нагрузки на оплату труда, говорит представитель ведомства. Но дальнейшего повышения тарифов не будет, добавляет он.

При новой системе пенсионный дефицит к 2020 г. составит 1,2% ВВП, без реформы он был бы 3,5% ВВП, считает Минэкономразвития. По оценкам Натальи Акиндиновой из Центра развития, в 2010 г. расходы пенсионной системы составили бы 3,2 трлн. руб., а доходы — 2,5 трлн; в результате реформы доходы возрастут до 3,3 трлн.

Долгосрочных проблем пенсионной системы, связанных с ухудшением демографических пропорций, реформа не решает, полагает Гурвич. Но на несколько лет система получает передышку и возможность ускоренного повышения пенсий. В дальнейшем соотношение средней пенсии к средней зарплате снова начнет снижаться, если не предпринять нового повышения взносов, говорит Гурвич.