На днях выяснилось, что ФНС вовсе не представляет себе, как должно проходить досудебное обжалование, которое, между прочим, после 1 января 2009 года станет обязательным перед обращением в суд. Не верите? Прочитайте письмо главы налогового ведомства Михаила Мокрецова от 02.06.08 № ММ-9-3/63. Совершенно официальное, совершенно открытое письмо.

Нет, конечно, и в Налоговом кодексе прописано сразу два способа, как должен решаться конфликт с налогоплательщиком без суда, и подразделения налогового аудита созданы, и кадры (по утверждению г-на Мокрецова) выращены, и даже специальный Регламент самой же службой еще в 2006 году утвержден… Однако «проблема отсутствия ряда норм, устанавливающих порядок досудебного обжалования… сохраняет свою актуальность». Даже интересно, каким образом налоговая служба в прошлом году умудрилась в досудебном порядке рассмотреть свыше 45 тыс. жалоб.

Михаил Павлович приводит в письме около десятка проблем, которые обязательно надо решить с помощью поправок в главы 19 и 20 Налогового кодекса. Например, основания оставления жалобы без рассмотрения. Требования к форме и содержанию жалоб. Юридические гарантии минимизации ошибок правоприменения (!). Страхование ответственности. И даже… определить права и обязанности налоговых органов!

Но ларчик, на мой взгляд, просто открывается: налоговая служба хочет, чтобы только один порядок обжалования остался «внесудебным». Сейчас компании вправе подать апелляционную жалобу (ст. 101.2 НК РФ), которая пока также считается «внесудебной». У такой жалобы есть очевидные для компаний преимущества: пока УФНС не выскажет своего мнения, решение по проверке не вступит в силу, инспекция не сможет взыскать суммы налоговых претензий. А традиционное «обычное» обжалование возможно только при вступившем в силу решении. Значит, пока компания будет улаживать спор во внесудебном порядке, деньги уже попадут в бюджет.

А оттуда их бывает вытащить проблематично, даже если все налоговые претензии будут сняты.