В 2022 году расширился перечень компаний, которые могут или обязаны применять режим налогового мониторинга. В этом году переход на режим налогового мониторинга для некоторых типов компаний стал обязательным. Например, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений должны перейти на него в течение трех ближайших лет.

Дмитрий Вострецов, продуктовый менеджер VK Tax Compliance, рассказывает, каким компаниям сейчас нужен налоговый мониторинг и как выбрать ИТ-решение для онлайн-взаимодействия с ФНС России.  

Кто будет применять налоговый мониторинг в 2023 году

По желанию — все компании, отвечающие пороговым критериям. Режим налогового мониторинга доступен компаниям с доходом от 1 млрд рублей, уплаченными налогами от 100 млн рублей за год и активами на сумму от 1 млрд рублей.

Обязательно — участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для них в ФНС России отменили пороговые критерии, вступить в налоговый мониторинг компании обязаны в течение трех лет.  

Получив от участника СЗПК заявление о переходе на режим налогового мониторинга, ФНС России уведомляет об этом подписавший соглашение орган исполнительной власти. Если компания отказывается от налогового мониторинга, то она в одностороннем внесудебном порядке обязана отказаться и от СЗПК.

При проведении налогового мониторинга ФНС России проверяет не только правильность исчисления налогов и взносов, но и фактических затрат, по которым предполагается предоставить господдержку. 

Заключение ФНС России — одно из условий для возмещения участнику СЗПК понесенных затрат. Его налоговая служба направляет в уполномоченный орган исполнительной власти, который подписал СЗПК. 

В перспективе — резиденты особых экономических зон. В Минвостокразвития РФ подготовили поправки в Налоговый кодекс, их цель — упростить переход на налоговый мониторинг для резидентов территорий с особым экономическим статусом. Речь идет о резидентах территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток и Арктической зоны РФ (АЗРФ). 

Таким образом, наблюдается тренд на перевод на режим налогового мониторинга компаний, которые получают различные меры государственной поддержки и налоговые льготы. 

Выбор технического решения для осуществления налогового мониторинга

Существует три способа передачи данных налоговым органам в режиме налогового мониторинга. Компания может открыть прямой доступ к собственной системе, передавать данные через оператора ТКС (будет запрещен с 2024 года) или подключить витрину данных — платформу, которая становится промежуточным звеном между компанией и ФНС России. 

Компания выгружает на платформу декларации и регистры, инспекторы изучают отчетность и дают мотивированное мнение, что позволяет снизить риск штрафов и доначислений. Использование витрины данных позволяет компании предоставлять не все сведения, а только те, которые запросит налоговый инспектор. 

Есть несколько вариантов, как развернуть витрину данных: 

  • на собственных серверах компании,

  • в облаке провайдера,

  • использовать готовое решение по модели подписки. 

Первый вариант чаще всего выбирают крупные компании, у которых есть финансовый и человеческий ресурсы, поскольку требуется приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение и средства криптографической защиты информации (СКЗИ), а также поддерживать витрину данных со стороны внутренней ИТ-службы.   

В качестве альтернативного  варианта стоит рассмотреть готовое решение по модели подписки. В таком случае поставщик решения предоставляет готовую к работе витрину, необходима лишь интеграция с информационными системами и адаптация под методологию налогового учета компании.

Особенности витрины данных по подписке

Быстрое внедрение технического решения. Если компания подключает облачную версию, то подготовка к переходу на режим налогового мониторинга занимает в три раза меньше времени. 

Срок сокращается за счет того, что не требуется закупать серверное оборудование, СКЗИ и настраивать их. Компания получает типовые налоговые регистры и контрольные соотношения, а также модуль для интеграции витрины с 1С.

Затраты на внедрение учитываются в OPEX. Витрина данных оплачивается по модели подписки, данные расходы учитываются как операционные. Соответственно, CAPEX по данным затратам нулевой.

Напротив, внедрение On-premise-решения требует покупки оборудования, СКЗИ и лицензии, что предполагает капитальные затраты. 

Оплата подписки — расходы текущего периода. В операционной отчетности расходы на подписку учитываются в текущем периоде. В случае с покупкой оборудования возникает амортизация, затраты учитывают на протяжении ряда лет, что снижает чистую прибыль компании.

Заключение

Тренд на прозрачное и комфортное взаимодействие с ФНС России усиливается, а перечень компаний, которые готовы вступить в налоговый мониторинг только расширяется.

Вместе с этим появляются решения, позволяющие перейти на новый режим быстро и без привлечения существенных ресурсов со стороны компании. Одно из них —  витрина данных по модели подписки. В этом случае компания оплачивает ИТ-решение и сопутствующие услуги ежемесячно, не неся капитальных затрат.

Компания VK Tech предлагает воспользоваться услугами по налоговому мониторингу.