Налоговики обнаружили безналоговые манипуляции с недвижимостью, а суды, включая ВС, поддержали доначисления.

ООО "Г" понадобились участки, принадлежавшие ООО "Ч", на которых имелись фундаменты каких-то строений. Эта кучка бетона интереса для ООО "Г" не представляла – изначально планировался снос. В многоходовку, возникшую, видимо, ради увода из-под налогообложения кое-каких других прибылей ООО "Г", было включено несколько ИП, которые приобрели упомянутое имущество в качестве объектов незавершенного строительства со степенью готовности от 3% до 15% (право использования участков, вероятно, прилагалось).

Например, ИП Б. приобрел пять объектов за 3 млн рублей, два других ИП тоже потратили по 3 млн, но получили по два объекта. Было это в августе 2013 года.

Перспектива озолотиться

К концу 2013 года реализован следующий шаг упомянутой многоходовки: ООО "Г" (застройщик) заключило с этими ИП (инвесторами) инвестиционные договоры, по которым планировалась малоэтажная застройка упомянутых участков.

В частности, ИП Б. в качестве инвествклада внес свои "объекты незавершенного строительства", оцененные сторонами договора уже в 40,3 млн рублей. По завершении строительства малоэтажных домов ИП должен был получить квартиры суммарной площадью 960 "квадратов" – чтобы "отбить" свои 40,3 млн. Застройщику отходило почти в 6 раз больше.

Однако строительство не состоялось, и в качестве компенсации ИП получил другие квартиры (совершенно по другому адресу), но примерно той же площади и стоимости. Причем, получил не напрямую от ООО "Г", а путем уступки права требования этой фирмы к другой –  при возведении ею домов ООО "Г" было дольщиком. Квартиры в этих домах и достались ИП.

Аналогичные сделки, но с другими суммами и площадями, состоялись и с другими ИП.

Боевые потери

Проверяя ИП Б., налоговики увидели, что он получил имущества на 40,3 млн при затратах в 3 млн и не уплатил со всего этого никаких налогов. Ему вменили выручку от реализации "незавершенок" и оценили ее в те самые 40,3 млн – по стоимости полученных ИП квартир. Применял ИП Б. "упрощенку" с объектом "доходы", так что доначислено ему было почти 2,5 млн рублей налога (6% от 40,3 млн), плюс пени и штрафы (еще почти полмиллиона рублей). Двух других ИП коснулись доначисления примерно по 2 млн рублей "на брата".

В судах ни один из ИП ничего не добился (дела №№ А76-29667/2018, А76-19111/2018, А76-5758/2018). При помощи свидетелей и анализа дат заключения сделок (в том числе договора ООО "Г" с подрядчиком на демонтаж "незавершенки", внесенной ИП в качестве инвестиционного вклада) налоговики доказали, что на самом деле инвестдоговоры были липовыми и просто прикрывали реализацию объектов. С этим согласился в том числе и ВС (определения 309-ЭС19-17676, 309-ЭС19-12388, 309-ЭС19-2316).

Как налоговики поступили с фирмой – нам не известно. Можно предположить, что ей тоже досталось. Информации о ее взаимозависимости с упомянутыми ИП в материалах дел также нет. Каждый из ИП поначалу зарегистрировал свои права на полученные квартиры, но дальнейшая их судьба не раскрыта, так что не известно, остались ли ИП "в плюсах" или "у разбитого корыта" с налоговыми долгами.