Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 5 июня 2018 г. N 03-07-11/38457
О вычете НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет организацией при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ, в случае расторжения договора
Вопрос: Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении вычета сумм "авансового" НДС.
В соответствии с условиями заключенного договора организация предоставила Заказчику работ банковскую гарантию.
С суммы полученного аванса ранее ООО начислил НДС.
В связи с нарушением сроков выполнения работ Заказчик потребовал вернуть аванс. Поскольку ООО данное требование не исполнил, возврат денежных средств произвел банк-гарант.
ООО возместил банку уплаченную по банковской гарантии сумму.
Организация уведомила Заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора письмом в связи с нарушением Заказчиком условий договора (п. 3 статьи 716 ГК РФ).
Правильно ли мы понимаем, что выполнены ли все необходимые условия (сумма авансового платежа возвращена покупателю, договор изменен или расторгнут, операции по возврату отражены в учете, с момента возврата суммы прошлого не более года) и организация может принять к вычету сумму ранее начисленного "авансового" НДС?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о вычете налога на добавленную стоимость, исчисленного и уплаченного в бюджет организацией при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ, в случае расторжения договора и сообщает.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Таким образом, при расторжении договора обязательным условием применения вычетов налога на добавленную стоимость, исчисленного и уплаченного в бюджет организацией при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ, является возврат покупателю сумм соответствующих авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. При этом пунктом 3 данной статьи Гражданского кодекса установлено, что независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями.
Пунктом 1 статьи 379 Гражданского кодекса предусмотрено, что принципал обязан возместить гаранту выплаченные в соответствии с условиями независимой гарантии денежные суммы, если соглашением о выдаче гарантии не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, в случае, если исполнение организацией обязательства по возврату сумм предварительной оплаты (частичной оплаты) обеспечено банковской гарантией, предусматривающей уплату банком покупателю определенной суммы денежных средств и возмещение организацией банку суммы денежных средств, уплаченных покупателю, то возвратом сумм предварительной оплаты (частичной оплаты) следует признавать возмещение организацией банку суммы денежных средств, уплаченных покупателю. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные в бюджет организацией при получении сумм предварительной оплаты (частичной оплаты), принимаются к вычету в случае расторжения договора на выполнение работ и после возмещения организацией банку суммы денежных средств, уплаченных покупателю.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова