МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 23.05.2017 г. № 03-03-06/2/31460

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу признания безнадежной в целях налогообложения задолженности физического лица, признанного банкротом, и сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Прекращение обязательства невозможностью исполнения, а также на основании акта органа государственной власти, или ликвидацией юридического лица регулируются статьями 416, 417 и 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли задолженность может быть отнесена к безнадежной только по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 127-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 213.27 Закона № 127-ФЗ требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В соответствии со статьей 213.28 Закона № 127-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (освобождение гражданина от обязательств). По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

В связи с приведенными положениями Закона № 127-ФЗ в обращении указывается на то, что определение суда о завершении реализации имущества гражданина может быть признано актом государственного органа, то есть в качестве установленного НК РФ критерия.

Однако положениями ГК РФ разделены понятия "акт государственного органа" и "судебное решение" (статьи 8, 12, 13 ГК РФ), что, по мнению Департамента, свидетельствует о том, что акты судов не рассматриваются в качестве актов государственных органов для целей ГК РФ.

Учитывая указанное, основания для признания задолженности безнадежной (нереальной ко взысканию) в целях налогообложения прибыли организаций на основании судебного решения арбитражного суда о завершении реализации имущества гражданина, признанного банкротом, отсутствуют.

 

Директор Департамента

А.В.Сазанов