Расходы на выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017 могут быть зачтены при исчислении страховых взносов по данному виду страхования после 01.01.2017.

Свою позицию Минфин России обосновал тем, что порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату указанного страхового обеспечения как до, так и после 1 января 2017 г. регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании…". Данным законом период, за который может учитываться сумма таких расходов для целей уменьшения суммы страховых взносов, не установлен.

Кроме того, федеральными законами, предусматривающими передачу налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, также не установлен особый порядок зачета сумм расходов на выплату указанного страхового обеспечения или запрет на осуществление данного зачета.

Вопрос: О зачете сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017 при исчислении страховых взносов после 01.01.2017.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2017 г. N 03-15-09/26588

Минфин России в связи с обращением о зачете сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как до, так и после 1 января 2017 г. регламентировался Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

При этом период, за который может учитываться сумма расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования для целей уменьшения суммы страховых взносов, не установлен.

Одновременно Федеральными законами от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" не предусмотрен особый порядок зачета сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. или запрет на проведение такого зачета.

Кроме того, согласно пункту 9 статьи 431 Кодекса, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период.

Таким образом, Кодексом после 1 января 2017 г. предусмотрен зачет сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных в одном расчетном периоде, в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следующего расчетного периода.

Учитывая изложенное, считаем возможным осуществлять зачет сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий период до 1 января 2017 г.

Что касается письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564, направленного в адрес Федеральной налоговой службы, то в данном письме разъяснялась невозможность зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов), которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в счет погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие как до, так и после 1 января 2017 г.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

И.В.ТРУНИН