ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2016 № 03-03-06/2/9007

О формировании резерва сомнительных долгов по средствам общества, размещенным на счетах банка, у которого отозвана лицензия

Вопрос: ЗАО СК в связи с фактом отзыва 21.01.2016 Банком России лицензии у ООО "Внешпромбанк" просит уточнить порядок исчисленния расходов на формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете по средствам Общества, размещенным на счетах в ООО "Внешпромбанк", по состоянию на 31.12.2015.

Согласно указаниям Центрального банка РФ о порядке инвестирования страховых резервов и собственных средств страховщика (№ 3444-У и № 3445-У от 16.11.2014), депозиты и денежные средства должны быть размещены в банках, имеющих лицензию на осуществление банковских операций и имеющих рейтинги одного из рейтинговых агентств не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России по классификации рейтинговых агентств, включенных в установленный Советом директоров Банка России перечень рейтинговых агентств. Помимо этого есть процентные ограничения по размещению средств в одном банке.

При размещении своих средств ЗАО СК руководствуется требованиями Банка России к активам и тщательно подходит к выбору кредитных организаций для размещения резервов и собственных средств организации.

При выборе ООО "Внешпромбанк" для размещения своих средств в 2015 году ЗАО СК уководствовалось следующим:

  • Имеет лицензию Банка России на осуществление банковских операций.
  • Долгосрочный кредитный рейтинг В+ рейтингового агентства "Стэндард энд Пурс", что соответствует верхней границе кредитного рейтинга, установленного Советом директоров Банка России по классификации рейтинговых агентств.
  • По величине собственного капитала Внешпромбанк попадал в Топ-50 банков.
  • 29 октября 2014 года Внешпромбанк получил право на работу с денежными средствами российских стратегических государственных компаний.
  • Банк основан в 1995 году - опыт на рынке.
  • Норматив достаточности капитала банка по данным 135 формы отчетности, публикуемой на сайте Центрального банка РФ, всегда находился на требуемом уровне.

До 16 декабря 2015 года никаких предпосылок к возможным проблемам в банке, снижение его рейтинга, а также новостей в прессе или на сайте Банка России о возможной приостановке деятельности банка не было. В связи с дальнейшими событиями, а именно:

  • 16.12.2015 - Банк отключен от системы БЭСП
  • 18.12.2015 - ЦБ назначил во Внешпромбанк временную администрацию на 6 месяцев
  • 21.12.2015 - Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's понизила Внешпромбанку долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги контрагента с "В+/В" до "R/R"
  • 22.12.2015 - Банк России ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов Внешпромбанка сроком на три месяца
  • 21.01.2016 - у Банка отозвана лицензия
  • у ЗАО СК реально отсутствовала какая-либо возможность переразметить средства с учетом создавшихся обстоятельств.

Согласно п.1 ст.266 Налогового кодекса РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Согласно п.2 ст.266 Налогового кодекса РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Однако, если в бухгалтерском и налоговом учете отразить реальную ситуацию, а именно, признать задолженность сомнительной, не исчислять налоговые обязательства по налогу на прибыль с суммы фактически "замороженных" средств, это позволит избежать ситуации "эффекта домино", когда банкротство одного экономического субъекта ставит в зависимость исполнение принятых на себя обязательств другим экономическим субъектом.

Законодатель определил, как в данной ситуации формируется резерв сомнительного долга с отражением убытка в бухгалтерском учете. При этом, в Налоговом кодексе РФ неоднозначно прописан порядок отражения убытка по срокам и суммам.

В условиях существующей общей кризисной ситуации в России уплата налога на прибыль, на которую влияют "замороженные" средства, и которые фактически являются убытком, создают финансовые проблемы для Общества. Кроме того, ситуация усугублена тем обстоятельством, что в соответствии со ст.266 Налогового кодекса РФ задолженность банка будет признана безнадежным долгом, как показывает практика, лишь по истечении завершения многолетнего конкурсного производства, т.е. после ликвидации банка.

В связи с неясностью исчисления сроков, определенных п.4 ст.266 Налогового кодекса РФ применимо к описанной ситуации, просим рассмотреть возможность отнесение расходов на формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете по средствам Общества, размещенным на счетах в ООО "Внешпромбанк", определяя дату возникновения сомнительного долга как 31.12.2015, продолжительностью с 31.12.2015 по 30.03.2016 (по дату предоставления отчетности).

Также просим рассмотреть возможность формирования расходов на формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете по средствам Общества, размещенным на счетах в ООО "Внешпромбанк", без учета ограничения 10% от выручки отчетного периода.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резерва сомнительных долгов по средствам общества, размещенным на счетах банка, у которого отозвана лицензия и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для налогоплательщиков - страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Кодексом не предусмотрена возможность формирования резерва сомнительных долгов по собственным средствам организаций, которые размещены на счетах в банках.

Учитывая изложенное, общество не может создать резерв сомнительных долгов в отношении денежных средств, размещенных в банках, поскольку данная операция не связана с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
А.С.Кизимов