МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 ноября 2015 г. N 03-07-13/1/64665

Вопрос: Об НДС при оказании белорусским адвокатским бюро юридических услуг российской организации.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении юридических услуг, оказываемых белорусским адвокатским бюро российской организации, и сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Пунктом 2 Протокола определено, что к юридическим услугам относятся услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и правовая экспертиза документов, представление интересов заказчиков в суде.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации юридических услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации юридических услуг, оказываемых белорусским адвокатским бюро российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

В связи с этим российская организация, приобретающая оказываемые белорусским адвокатским бюро юридические услуги, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям. При этом российская организация имеет право на вычет указанных сумм налога в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.

Что касается подпункта 14 пункта 3 статьи 149 Кодекса, упоминаемого в письме, то в соответствии с данным подпунктом от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.

Таким образом, указанная норма подпункта 14 пункта 3 статьи 149 Кодекса на услуги, оказываемые российской организации иностранными адвокатскими бюро, не распространяется.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

О.Ф.ЦИБИЗОВА