Вопрос: В Письме Минфина России от 02.08.2012 N 03-02-07/1-136 указано на правомерность действий налоговых органов по истребованию документов валютного контроля на основании ст. 93.1 НК РФ со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 16896/08 и Определение ВАС РФ от 23.04.2009 N ВАС-4573/09.

Банк полагает, что для решения вопроса о правомерности истребования документов валютного контроля налоговыми органами при проведении налогового контроля на основании ст. 93.1 НК РФ необходимо руководствоваться ч. 14 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", так как на момент принятия вышеуказанного Постановления ч. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, устанавливающей сроки и порядок истребования документов валютного контроля, не существовало.

Правомочен ли налоговый орган запрашивать документы валютного контроля в порядке ст. 93.1 НК РФ при проведении налогового контроля и если да, то в каких случаях и в какой форме?

Вправе ли банк отказать налоговому органу в представлении документов валютного контроля в случае получения запроса, не соответствующего требованиям законодательства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-280

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об истребовании налоговым органом документов на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в дополнение к Письму от 02.08.2012 N 03-02-07/1-136 сообщается следующее.

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах (ст. 2 Кодекса).

Налоговые органы при осуществлении налогового контроля действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в ходе налогового контроля налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом (п. 3 ст. 30, п. п. 1 и 2 ст. 31, п. 1 ст. 33 Кодекса).

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте или информации о конкретной сделке для целей Кодекса осуществляется на основании ст. 93.1 Кодекса.

При этом налоговый орган для целей Кодекса вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), любые из этих документов (информацию), а также информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, в случаях и в порядке, установленных Кодексом, в том числе информацию, связанную с проведением валютных операций.

В случае если истребуемые налоговым органом согласно ст. 93.1 Кодекса документы указаны в перечне документов, подлежащих представлению налоговому органу для целей валютного контроля (ч. 13 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), то это не является основанием для отказа лица, которому направлено соответствующее требование, от представления налоговому органу таких документов для целей налогового контроля.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН