Вопрос:

В соответствии с "Постановлением" Правительства РФ от 06.06.2005 N 357 и "Постановлением" Правительства РФ от 01.08.2011 N 640 ОАО является получателем поступлений из федерального бюджета в форме субсидий с целью возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, утвержденных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ.

Субсидии, полученные ОАО из федерального бюджета, носят целевой характер. Порядок налогообложения поступивших целевых средств поименован в ст. 251 НК РФ в двух группах доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

1) имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования ("пп. 14 п. 1 ст. 251" НК РФ);

2) целевые поступления ("п. 2 ст. 251" НК РФ).

По мнению ОАО, целевые средства, направляемые из федерального бюджета Правительством РФ на поддержку организаций - российских производителей, не должны облагаться налогом на прибыль и повторно изыматься в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов, а должны быть направлены на развитие организаций в соответствии с их экономическим смыслом.
Правомерна ли позиция ОАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 2011 г. N 03-03-06/1/694

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения по налогу на прибыль поступлений из федерального бюджета в форме субсидий и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357 утверждены "Правила" возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

"Правила" устанавливают порядок возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

В соответствии со "ст. 247" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях гл. 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

На основании "ст. 248" Кодекса к доходам относятся доходы от реализации, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав и внереализационные доходы.

В "ст. 250" Кодекса установлен перечень внереализационных доходов, которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. Перечень таких доходов является открытым.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в "ст. 251" Кодекса, их перечень является исчерпывающим и не предусматривает доходы в виде субсидий, выделенных коммерческим организациям.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным "кодексом" Российской Федерации (далее - БК РФ).

Согласно "ст. 6" БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могу быть получателями бюджетных средств.

В соответствии с "п. 1 ст. 78" БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, полученные коммерческими организациями средства в виде субсидий, выделяемых организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН