Московские налоговые органы рассмотрели порядок признания расходов для организаций, распространяющих по почте каталоги с информацией о своей продукции. Напомним, что данный вопрос является спорным. Ранее Минфин России указывал, что адресная рассылка рекламой не является, поэтому расходы на ее проведение признавать нельзя (Письмо от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390). Эта позиция была оспорена в выпуске обзора от 11.05.2006.

В рассматриваемом письме также указано, что адресная рассылка к рекламе не относится. В пользу этого вывода приведены следующие аргументы. В силу положений ГК РФ адресная почтовая рассылка признается офертой (в отличие от рекламы, представляющей собой предложение делать оферту). Целью оферты является заключение договора с конкретным покупателем, а целью рекламы - доведение информации о свойствах товаров до неопределенного круга лиц. При этом задачей рекламы не является сообщение потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. В силу ст. 3 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, если организация, которая ведет торговлю исключительно путем почтовых отправлений, рассылает каталоги товаров потенциальным покупателям (с указанием их адресов и ФИО), то это не является рекламой.

Однако из всего сказанного УФНС делает вывод, противоположный тому, который содержался раньше в официальных разъяснениях: поскольку это не реклама, то затраты на изготовление и рассылку каталогов являются расходами, связанными с реализацией данных товаров, и учитываются в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Для налогоплательщиков такие разъяснения намного более удобны, так как, в отличие от расходов на рекламу, которые признаются в размере не более 1 процента выручки от реализации, такие расходы нормировать не нужно.