ФНС России напомнила об особенностях привлечения к административной ответственности пользователей контрольно-кассовой техники в период действия моратория на применение штрафных санкций.

Сообщается о необходимости учета в работе позиции ФНС России относительно правомерности привлечения к административной ответственности пользователей контрольно-кассовой техники, совершивших административные правонарушения (по которым в настоящее время не истек срок давности привлечения к административной ответственности), ответственность за которые предусмотрена частями 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, в период действия моратория на применение санкций, введенного Федеральным законом от 03.07.2019 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

Федеральным законом N 171-ФЗ действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) было приостановлено до 01.10.2020.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (части 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ).

При выявлении случаев совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, в период действия моратория на применение штрафных санкций и по которым в настоящее время не истек срок давности привлечения к административной ответственности основания для привлечения к ответственности отсутствуют ввиду не предусмотренной законом ответственности в период действия моратория.

Кроме того, необходимо учитывать, что действие положений Федерального закона N 171-ФЗ распространяется в том числе и на лиц, в отношении которых постановление о назначении административного наказания не было исполнено на момент его вступления в силу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 21 июня 2021 г. N АБ-4-20/8669@

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Федеральная налоговая служба обращает внимание Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации на необходимость учета в дальнейшей работе позиции ФНС России относительно правомерности привлечения к административной ответственности пользователей контрольно-кассовой техники, совершивших административные правонарушения (по которым в настоящее время не истек срок давности привлечения к административной ответственности), ответственность за которые предусмотрена частями 2 - 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в период действия моратория на применение санкций, введенного Федеральным законом от 03.07.2019 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

Федеральным законом N 171-ФЗ действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) было приостановлено до 01.10.2020.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (части 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ).

При выявлении случаев совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, в период действия моратория на применение штрафных санкций и по которым в настоящее время не истек срок давности привлечения к административной ответственности основания для привлечения к ответственности отсутствуют ввиду не предусмотренной законом ответственности в период действия моратория.

Кроме того, необходимо учитывать, что действие положений Федерального закона N 171-ФЗ распространяется в том числе и на лиц, в отношении которых постановление о назначении административного наказания не было исполнено на момент его вступления в силу.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

А.В.БУДАРИН