Письмо Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2021 г. № СД-3-3/1280@
"О направлении ответа"
ФНС России рассмотрев обращение по вопросу рисков при использовании транспортной накладной в части касающейся, сообщает следующее.
На основании положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 НК РФ, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
Несоответствие транспортной накладной установленной форме, действующей с 01.01.2021, не может являться достаточным основанием для признания расходов неподтвержденными. В целях налогообложения прибыли расходы подтверждаются совокупностью представленных документов - договорами, товарными накладными, счетами-фактурами, платежными и иными документами.
При перемещении товаров в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) с использованием автомобильного транспорта для целей подтверждения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость хозяйствующими субъектами Российской Федерации может быть представлена международная товарно-транспортная накладная (CMR).
Вместо международной товарно-транспортной накладной (CMR) в налоговый орган может быть представлена товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"), поскольку содержащиеся в CMR показатели в целом аналогичны показателям, содержащимся в товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.
Вместе с тем, учитывая, что виды документов, представляемых в качестве транспортного (товаросопроводительного) документа, нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, не установлены, в налоговый орган в качестве такого документа может быть представлен иной транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 классаД.С. Сатин