Аннулирование электронной первички и счетов-фактур: контрагенты могут договориться.

ФНС обратила внимание, что в законодательстве не установлены понятие и порядок аннулирования содержащих ошибки первичных учетных документов и счетов-фактур. Предусмотрена лишь возможность исправить первоначальный счет-фактуру, выставив исправленный. Отметим, что в разъяснении налоговиков речь шла об электронных документах.

При этом, как указала служба, стороны вправе договориться, что ошибочно выставленные документы не несут последствий. Оформить такую договоренность можно соглашением. В нем стоит установить, каким способом стороны будут признавать отсутствие последствий.

Вопрос: Об исправлении ошибок в первичных документах и счетах-фактурах в электронной форме.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 октября 2019 г. N ЕД-4-15/20928@

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ ФНС России N ММВ-7-15/820@ имеет дату 19.12.2018, а не 09.12.2018.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение от 04.07.2019 по вопросам использования форматов, утвержденных Приказами ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@ "Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме" (далее - Приказ N 155) и от 09.12.2018 N ММВ-7-15/820@ "Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме" (далее - Приказ N 820), сообщает следующее.

Приказами N 155 и 820 утверждены форматы электронных документов, которые могут выполнять следующие функции:

  • счет-фактура, применяемый при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
  • документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (первичный учетный документ);
  • счет-фактура, применяемый при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и первичный учетный документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В зависимости от выбранных для электронного документа функций его оформление и исправление регулируются порядком, установленным соответствующим законодательством.

Так, требования к оформлению (в том числе требования к компетенции полномочий подписанта) и исправлению ошибок в первичных учетных документах установлены Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В частности, в первичном учетном документе допускаются исправления, которые должны содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление.

Требования к оформлению и подписантам документа с функцией счета-фактуры установлено статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Форма счета-фактуры, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применимых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", предусматривает возможность исправления первоначально оформленного счета-фактуры выставлением исправленного счета-фактуры с указанием номера и даты исправления.

Таким образом, понятия и порядки аннулирования содержащих ошибки документов, как со статусом первичных учетных документов, так и со статусом счетов-фактур, законодательством Российской Федерации не определены.

При этом действующим гражданским законодательством не исключены возможности заключения сторонами договоренности о признании отсутствия гражданско-правовых последствий ошибочно сформированного документа. Способ такого признания может быть установлен соглашением сторон.

Полномочия подписанта определяются организацией самостоятельно в порядке, установленном ее внутренними распорядительными документами. При этом Приказом N 820 учтены любые возможные случаи указаний полномочий ответственных лиц и их комбинаций, которые могут возникнуть при подписании созданных по вышеуказанному формату электронных документов с различными функциями.

Анализ и подтверждение правильности предлагаемых налогоплательщиками трактовок норм Приказа N 820, в частности, возможных соотношений различных входящих в формат элементов, определяемых практическими обстоятельствами осуществления и оформления сделок, выходят за рамки информирования налогоплательщиков о налогах и сборах, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ