Марина Владимировна Игнащенко,
уполномоченный эксперт по качеству НП СРО «Московская аудиторская палата»
Директор ЗАО Аудиторского агентства «Люди Дела» - Москва»

С начала 2012 года Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) начинает проведение внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

Под внешний контроль качества работы со стороны Росфиннадзора попадают аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности «общественно-значимых организаций». Такое словосочетание все чаще фигурирует в прессе и в устной речи публичных политиков и чиновников. Однако эти слова не встречаются в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Посмотрим на список организаций, упоминаемых в части 3 статьи 5 упомянутого Федерального закона:

  • Кредитные организации
  • Бюро кредитных историй
  • Клиринговые организации
  • Страховые организации
  • Биржи
  • Негосударственные пенсионные фонды
  • Инвестиционные фонды
  • Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг

Итак, проверке подлежат аудиторские организации, осуществлявшие с 2009 года обязательный аудит на упомянутых субъектах хозяйственной деятельности. Ранее Росфиннадзор обратился ко всем саморегулируемым организациям аудиторов (СРО), чтобы они составили списки аудиторских фирм, проверявших упомянутые в списке компании. СРО аудиторов уже снабдили Службу финансово-бюджетного надзора этой информацией. Если аудиторская компания попала в список, то со следующего года ей нужно «ждать гостей».

Как же будет осуществляться проверка, насколько серьезной она будет, какие последствия грозят тем аудиторским компаниям, у которых будут выявлены нарушения?

На эти вопросы отвечает проект Регламента проведения проверки контроля качества работы аудиторов общественно-значимых организаций, который ожидает своего утверждения буквально на днях. Он будет называться по-чиновьичьи длинно: "Административный Регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Как и любой регламент, этот документ устанавливает порядок действий по проведению проверки Росфиннадзором упомянутых аудиторских фирм, но также упоминает о санкциях к аудиторам в случае отрицательных результатов проверки. Также в регламенте, насчитывающем 114 страниц машинописного текста, содержится перечень типовых вопросов программы внешней проверки качества работы аудиторских организаций.

Плановые проверки качества работы аудиторских организаций будут проводиться Росфиннадзором не чаще одного раза в два года. Внеплановые проверки – в случае поступления в Росфиннадзор жалобы на аудиторскую организацию и в случае неисполнения предписаний. Также необходимо знать, что плановые проверки будут согласовываться с органами прокуратуры.

Отдельная тема – сроки проверки. В отношении аудиторских организаций, относящихся к малым предприятиям, срок проведения плановых выездных проверок не должен превышать 50 часов в год для каждой организации, а в отношении аудиторских организаций, относящихся к микропредприятиям – 15 часов в год. Но в случае выявления случаев, специально перечисленных в Регламенте, срок проверки возрастает вдвое, а для крупных аудиторских фирм он достигает 20-ти дней.

Так, основанием для продления сроков проверки может являться передача аудиторской организацией всего объема или части работ по обязательному аудиту общественно-значимых организаций на субподряд. Но время проверки может быть увеличено также и по другим основаниям: получение в ходе проведения проверки от правоохранительных и органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о фактах нарушения соблюдения федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов, и.т.д.

Возникают вопросы по поводу квалификации инспекторов. Если в случае с проверками внешнего контроля качества, проводимыми СРО аудиторов, все – и проверяющие, и проверяемые – обладатели аттестата аудитора, то в случае с Росфиннадзором все не так очевидно. На сайте Росфиннадзора размещена информация о прохождении инспекторами этой организации специального повышения квалификации для проведения контроля аудиторских организаций. Однако большинство этих людей – не аудиторы. Очевидно, что никакое краткосрочное повышение квалификации чиновников не сможет сравниться с программой подготовки к сдаче экзамена на аттестат аудитора, с опытом, накопленным за годы практики аудиторских проверок. Однако Росфиннадзор, согласно регламенту, может привлекать экспертов и экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с аудиторской организацией, в отношении которой проводится проверка. Численность группы инспекторов – не менее двух человек.

В ходе проверки группа инспекторов будет изучать систему внутреннего контроля качества работы в проверяемой аудиторской организации. Методы изучения следующие: интервьюирование, сравнение с требованиями законодательства, наблюдение, экспертиза, анализ, оценка (включая вынесение суждения в отношении исследуемого объекта).

Результаты проверки оформляются в виде акта проверки, а руководителю аудиторской организации выдается справка о результатах проверки. Специальным образом оформляются и выявленные нарушения, указываются их характер, а также поименно перечисляются лица, допустившие нарушения. Справка предоставляется не позднее 5 рабочих дней с момента окончания проверки.

В отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения, Росфиннадзор принимает целый спектр мер воздействия:

- вынесение предписания, обязывающего устранить нарушения с установлением сроков устранения нарушений;

- вынесение предупреждения в письменной форме о недопустимости нарушения;

- направление в СРО аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, предписания о приостановлении членства аудиторской организации в СРО аудиторов;

- направление в СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация, предписания об исключении проверенной аудиторской организации из СРО аудиторов.

Регламент сообщает также о праве Росфиннадзора направить письменное обращение в органы управления организации, в которой проводился обязательный аудит, выявленных по результатам проверки нарушений, относящихся к работе проверявшей аудиторской организации. Заметим, что это «право» может относиться к очень серьезным средствам воздействия на аудиторскую организацию, так как клиенту направляется информация, в любом случае отрицательно характеризующая аудиторскую компанию, выбранную для проверок.

Кроме того, нарушения могут квалифицироваться как системные или умышленные. О существенных нарушениях информируются органы прокуратуры.

Таким образом, «в сухом остатке» мы имеем удвоенный контроль качества – со стороны СРО и со стороны Росфиннадзора. То, что последний будет бесплатным для аудиторских организаций (в отличие от проверок со стороны саморегулируемых организаций), не снимает необходимости подготовки к нему. Но это снова вопрос ресурсов, которых у аудиторских организаций остается все меньше и меньше. Уходящий год был особенно богат на события, истощающие аудиторский бизнес: в дополнение к «упрощённому» экзамену по аудиту (см. нашу статью на эту тему, опубликованную на портале Audit-it.ru ( https://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/382321.html) добавилась жесткая проверка аудиторов со стороны государства. И это, по всей видимости, не последнее слово в российской реформе аудита.