Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Реорганизация государственных и муниципальных учреждений – довольно распространенная практика. Формы реорганизации АУ установлены ГК РФ, Федеральным Законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ, а в отношении федеральных автономных учреждений – еще и Порядком № 539, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539. Рассмотрим эти формы.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона № 174-ФЗ реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

1) слияния двух или нескольких АУ;

2) присоединения к АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;

3) разделения АУ на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;

4) выделения из АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника (ч. 3 ст. 18 Закона № 174-ФЗ). Отметим, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено в отношении АУ.

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. В первом случае от реорганизуемого учреждения к правопреемнику переходят все права и обязанности в их совокупности. Во втором случае переходит только часть прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации автономного учреждения

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

При слиянии учреждений права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

При присоединении учреждения к другому учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Разделение

При разделении учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим учреждениям на основании передаточного акта*

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения на основании передаточного акта

* Передаточный акт – документ, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты составления передаточного акта (ст. 59 ГК РФ).

Пункты 9 и 10 Порядка № 539 предусматривают участие в реорганизации учреждений разного типа. В частности, формами реорганизации выступают разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, и присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному.

Практика реорганизации учреждений разного типа существует также на региональном и местном уровнях. Приведем несколько примеров:

  • Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»;

  • Постановлением Администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 утверждена реорганизация муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки»;

  • Распоряжением Правительства Саратовской области от 20.05.2016 № 74-Пр государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Марксовский электротехнический колледж» реорганизовано путем присоединения к нему государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Марксовский агротехнический лицей».

Есть и случаи реорганизации с участием юридических лиц другой формы собственности. Например, муниципальное автономное учреждение «Служба заказчика, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» было присоединено к межмуниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (город Курган). При этом реорганизация АУ в хозяйственное общество действующим законодательством не предусмотрена (см. Постановление ФАС СКО от 27.12.2011 по делу № А22-578/2011).

По решению учредителя автономного учреждения посредством изменения его типа может быть создано бюджетное или казенное учреждение (ч. 5 ст. 18 Закона № 174-ФЗ). Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях со­здания автономного учреждения, а также существующего АУ в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном Законом № 174-ФЗ. При этом не требуется переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.

* * *

Таким образом, в отношении АУ возможны четыре формы реорганизации – слияние, присоединение, разделение и выделение. Не относится к реорганизации изменение типа учреждения с автономного на бюджетное или казенное.